Конституция сша[править | править вики-текст]политическая система сша определена в принятой в 1787 году конституции, а также в поправках к конституции и в других законах. конституция передает полномочия для осуществления государственной власти федеральному правительству сша. в конституции сша заложен принцип разделения властей, по которому федеральное правительство состоит из законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих отдельно друг от друга. на данный момент конституция состоит из преамбулы, в которой выделены 85 основных целей принятия конституции, 7 статей и 27 поправок (первые 10 из которых формируют билль о правах). законодательная ветвь власти[править | править вики-текст]высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент — конгресс сша: палата представителей сша и сенат сша. каждый штат имеет ровно двух представителей в сенате (сенаторов). количество представителей в палате от каждого штата определяется каждые 10 лет в зависимости от численности населения каждого штата (чем больше население — тем больше представителей). каждый штат имеет хотя бы одного представителя, независимо от численности населения. сенаторы избираются на шестилетний срок, представители на двухлетний. и сенаторы, и представители могут переизбираться неограниченное количество раз. судебная ветвь власти[править | править вики-текст]высшей судебной инстанцией сша является верховный суд. теоретически, его компетенция строго ограничена конституцией сша (статья iii, секция 2[1]). так, в компетенцию верховного суда входят дела, возникающие на основе конституции, законов, принятых конгрессом соединённых штатов и международных договоров. суд также может рассматривать дела, касающиеся послов, адмиралтейства и морской юрисдикции. дополнительно суд может рассматривать дела, в которых одной из сторон являются соединённые штаты; дела между двумя или более штатами; дела между каким-либо штатом и гражданами другого штата, между гражданами различных штатов и стран. фактически, верховный суд обладает громадной властью, так как его решения могут официально признать недействительными любые законы и указы президента и могут быть пересмотрены только принятием поправки к конституции. кроме того, члены суда избираются пожизненно (за исключением крайне редких случаев импичмента) и практически не могут быть подвержены политическому давлению со стороны президента, конгресса или избирателей. в суде 9 членов, председатель его — главный судья верховного суда сша — обладает небольшими дополнительными полномочиями. члены суда (а также кандидат на должность главного судьи, даже если он уже член суда) номинируются президентом и сенатом. как правило, сенат признаёт право президента номинировать судью тех же взглядов, что и сам президент, даже если сенат контролируется оппозицией. однако в этом случае кандидат должен придерживаться в основном центристских взглядов, по крайней мере публично. это право президента является одним из основных аргументов, которые избиратели называют как причину того, что они голосовали за лично неприятного им (но идеологически правильного) кандидата в президенты. власть верховного суда ограничена тем, что в большинстве случаев суд может рассматривать только апелляции к судебным искам. это означает, в частности, что для того, чтобы верховный суд признал закон неконституционным, кто-либо, чьи права ущемлены данным законом, должен подать в суд на федеральное правительство и иск должен пройти все необходимые инстанции.
Период (с xvi по xviii века) развития восточных государств, хронологически с эпохой нового времени в европейском обществе, был временем расцвета крупнейших империй, прежде всего, китайской и османской (турецкой) , началом колониальной экспансии европейских стран на восток. китайская империя. после изгнания монгольских завоевателей и воцарения новой династии мин в китае восстанавливается и укрепляется центральная власть. территория империи была разделена на провинции, которым, в свою очередь, подчинялись области, округа и уезды. провинциальная администрация состояла из трех частей: регулярных чиновников, войсковых командиров и цензоров, контролировавших тех и других/высокая степень централизации бюрократии и хорошо налаженный контроль над ней поначалу обеспечивали династии полную лояльность государственного аппарата. в течение xv—xvi вв. китай переживал ский подъем. однако развитие товарно-денежных отношений и частной собственности, сопровождавшееся обнищанием крестьянства, подрывало социальную базу империи. именно в это время были практически исчерпаны ресурсы традиционного земледелия с его опорой на ручной труд. большое влияние на императоров приобретают различные временщики, фавориты, что порождало постоянные придворные интриги, заговоры, злоупотребления на всех уровнях власти. в стране сформировалось оппозиционное движение во главе с учеными-чиновниками, призывающими к проведению реформ. положение династии осложнялось возобновившимся военным давлением со стороны монголов. кроме того, на севере китая активизировались племена маньчжуров. в 1636 году маньчжурский предводитель провозглашает создание династии цин (1636-1911). так в китае вновь установилось владычество чужеземных завоевателей. маньчжуры и служившие им китайские полководцы смогли за короткий промежуток времени овладеть всей территорией китая. победа маньчжуров стала возможной во многом тому, что новые завоеватели были чрезвычайно терпимы к китайским ценностям, в частности, к традиционному сословию ученых-чиновников. маньчжурские предводители не стали разрушать многовековую китайскую государственную машину, создававшийся в эпоху предшествующих династий государственный аппарат власти. цинские императоры проводили активную завоевательную политику. в xviii веке совершаются многочисленные походы против народов, населявших юго-западные рубежи империи. китаю удалось расширить свои границы и на востоке, распространив свое влияние на район тибета. цинская империя вступила в xix век могущественнейшим государством восточной азии. однако за ее внешним блеском скрывались старые пороки аграрной деспотии: слабость армии, ограниченность производственного потенциала, перенаселенность, коррупция властей. эти пороки со всей очевидностью обнаружились в середине xix века — во время восстания тайпинов (1851—1864) и первых столкновений с капиталистическими странами запада. османская империя. османская империя сформировалась из небольшого государства турок-сельджуков, основанного на границах византийской империи в xi веке. близость к слабеющей византии обусловила главное направление внешней политики сельджуков — завоевание малоазиатских и провинций империи. захватив , турецкие войска взяли в 1453 году константинополь, после чего все византийские территории, а также аравия, ирак, египет, часть закавказья оказались под властью турции; вассалом турецкого султана стало также крымское ханство. могущественная османская империя стала угрозой для европы, в том числе и для россии. ее флот господствовал в средиземном море, а сухопутные войска не раз штурмовали вену и совершали набеги на другие европейские города. успехи турок в войнах во многом были обеспечены военно-ленной системой условного наследственного землевладения, существовавшей в империи. воины получали за службу земельное владение с правом взимания с населения определенной суммы, части налога, выплачиваемого в казну.источник: полностью: . самыгин п. с. , беликов к. с. , бережной с. е. и др. 4.4. традиционные общества востока в xvi—xviii вв.,