Оливер Кромвель известен как госудаственный деятель Англии, полководец, вождь индепендентов, а также руководитель Английской революции. Кромвель был и полководцем, например, в период с 1643 по 1650 годы он был генерал-лейтенантом парламентской армии, а в период с 1650 по 1653 он был лорд-генералом, еще позже лорд-протектором Англии, Шотландии и Ирландии.
Еще с молодости Кромвель был убежденным протестантом, что потом сделало его пуританином.
Без всякой военной подготовки он был отличным полководцем, путешествовал по континенту, участвовал в Тридцатилетней войне, был капитаном в начале Английской гражданской войны. Также он возглавил отряж добровольцев-кавалеристов, который потом сформировался в «Железнобокую кавалерию», ставшей основой «Армии нового образца». Армия опиралась на демократические элементы. Кромвель был только командующим кавалерии, которая разбила Карла 1 в сражении при Нейзби 1645 года.
Кромвель также был лидером парламентской пуританской коалиции, так что победа над Карлом 1 была победой над абсолютной властью.
Как государственный деятель, он упраздник верхнюю палату парламента, назначил совет, который состоял из его боевых соратников, запретил дуэли в армии, ввел статус гражданских браков, подавил восстание в Ирландии и Шотландии, оккупировал Ирландию.
Оливер Кромвель имел большое исторические значение. Он был очень популярен у народа, пытался заложить основы правового государства, использовал жесткие меры в наведении порядка, но пытался также узурпировать власть, став единоличным правителем государства.
В золотоордынских нумизматических коллекциях XIX века имелось несколько монет, чеканенных в неизвестном доселе для исследователей городе. Основатель русской арабистики Френ Х. М. указывал, что имеющаяся на них надпись из четырех арабских букв «Мхси» может выговариваться весьма различно: Мехси, Меххси, Муджеи, Муххши и т. д. Однако в своей работе «Монеты ханов улуса Джучиева или Золотой Орды с монетами разных иных мухаммеданских династий» он этот город предпочитал называть как «Мухши» . В 1916 году во время первой мировой войны русские солдаты, роя окопы вблизи Наровчата, нашли множество старинных вещей, время создания которых относится к XIV – XV вв. Здесь был расположен учебный пункт, в котором обучали новобранцев перед их отправкой на фронт. Среди найденных в ходе земляных работ предметов было большое количество монет с уже знакомым Френу чеканом, который саратовский археолог Кротков А. А. прочел как «Мохши» . С тех пор это название стало общепринятым, хотя так арабскими буквами писали брахманское слово «мокша» . И город правильнее было бы называть Мокша. Одна – две монеты с чеканом «Мокша» и ранее встречались в ряде золотоордынских городов. А тут – целая россыпь. Вследствие чего Кротковым был сделан вывод: на этом месте в XIV веке находился неизвестный доселе город, где эти монеты и чеканились. Упоминания о городе Мокша (Мохши) нет ни в одном из доступных для исследователей манускриптов. Марокканец Идриси (Эдриси) , время жизни которого относят к 1100 – 1165 гг. , в своей географии упоминает: <Буртасы – народы этой страны, соседи хазар. Они имеют деревянные дома и войлочные юрты, их города в числе двух – Бартас и Саван>.Как показали проведенные в 60-х годах ХХ века под руководством московского археолога Алиховой А. Е. раскопки, город Мокша выходил далеко за пределы современного села Наровчат. К юго-западу от него, в 2-3 км от центра, у слободы Старая Сотня было обнаружено обширное кладбище, одна часть которого была буртасской, вторая – мусульманской и, возможно, иудейской. Здесь прослеживались развалы кирпичных построек, которые Алихова уверенно определила как мусульманские мавзолеи. На месте нынешнего Покровского собора некогда возвышалась белокаменная соборная мечеть. В нем, возможно, по приказу Узбека, окончательно поправшего требование чингисхановой Ясы о равном подходе ко всем верованиям, ислам был провозглашен в качестве официальной религии Золотой Орды. Но, видимо, это белокаменное здание было построено задолго до Узбека и изначально представляло собой вовсе не мусульманскую постройку. Русские летописи сообщают, что хан Узбек стал мусульманином в год своего восшествия на престол, то есть в 1313 году. В анонимном сочинении «Родословие тюрков» сообщается: <Говорят, что после восшествия на ханский престол до истечения восьми лет он (Узбек – В. П. ) проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт – и – Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи) >. Возможно, речь в этом сочинении идет о стране Буртас. От города Мокша сохранились не только мусульманские мавзолеи и кладбище. В местечке Красный Ключ, которое находится за пределами современного Наровчата, были вскрыты ряд гражданских построек и печь для обжига кирпичей. В центре поля, на самом высоком месте, обнаружены и остатки здания размерами 7,7 х 6 м, служившего чем - то вроде харчевни. Пол в нем также обогревался горячим дымом. Главной же отличительной особенностью, позволяющей судить о назначении этой постройки, является расположенный в ее центре погреб. В нем были обнаружены осколки от стеклянной и поливной посуды, три монеты. Одна из них была чеканена в г. Мокша (год чекана не определен) , две - в Сарай - ал - Махруси в 710 г. х. (1310 – 1311 гг.) . Находимые около обнаруженных построек глиняные трубы, один фрагмент которых экспонируется в краеведческом музее Наровчата, свидетельствуют и о существовании в этом древнем городе водопровода.
Оливер Кромвель известен как госудаственный деятель Англии, полководец, вождь индепендентов, а также руководитель Английской революции. Кромвель был и полководцем, например, в период с 1643 по 1650 годы он был генерал-лейтенантом парламентской армии, а в период с 1650 по 1653 он был лорд-генералом, еще позже лорд-протектором Англии, Шотландии и Ирландии.
Еще с молодости Кромвель был убежденным протестантом, что потом сделало его пуританином.
Без всякой военной подготовки он был отличным полководцем, путешествовал по континенту, участвовал в Тридцатилетней войне, был капитаном в начале Английской гражданской войны. Также он возглавил отряж добровольцев-кавалеристов, который потом сформировался в «Железнобокую кавалерию», ставшей основой «Армии нового образца». Армия опиралась на демократические элементы. Кромвель был только командующим кавалерии, которая разбила Карла 1 в сражении при Нейзби 1645 года.
Кромвель также был лидером парламентской пуританской коалиции, так что победа над Карлом 1 была победой над абсолютной властью.
Как государственный деятель, он упраздник верхнюю палату парламента, назначил совет, который состоял из его боевых соратников, запретил дуэли в армии, ввел статус гражданских браков, подавил восстание в Ирландии и Шотландии, оккупировал Ирландию.
Оливер Кромвель имел большое исторические значение. Он был очень популярен у народа, пытался заложить основы правового государства, использовал жесткие меры в наведении порядка, но пытался также узурпировать власть, став единоличным правителем государства.
В 1916 году во время первой мировой войны русские солдаты, роя окопы вблизи Наровчата, нашли множество старинных вещей, время создания которых относится к XIV – XV вв. Здесь был расположен учебный пункт, в котором обучали новобранцев перед их отправкой на фронт. Среди найденных в ходе земляных работ предметов было большое количество монет с уже знакомым Френу чеканом, который саратовский археолог Кротков А. А. прочел как «Мохши» . С тех пор это название стало общепринятым, хотя так арабскими буквами писали брахманское слово «мокша» . И город правильнее было бы называть Мокша. Одна – две монеты с чеканом «Мокша» и ранее встречались в ряде золотоордынских городов. А тут – целая россыпь. Вследствие чего Кротковым был сделан вывод: на этом месте в XIV веке находился неизвестный доселе город, где эти монеты и чеканились.
Упоминания о городе Мокша (Мохши) нет ни в одном из доступных для исследователей манускриптов. Марокканец Идриси (Эдриси) , время жизни которого относят к 1100 – 1165 гг. , в своей географии упоминает: <Буртасы – народы этой страны, соседи хазар. Они имеют деревянные дома и войлочные юрты, их города в числе двух – Бартас и Саван>.Как показали проведенные в 60-х годах ХХ века под руководством московского археолога Алиховой А. Е. раскопки, город Мокша выходил далеко за пределы современного села Наровчат. К юго-западу от него, в 2-3 км от центра, у слободы Старая Сотня было обнаружено обширное кладбище, одна часть которого была буртасской, вторая – мусульманской и, возможно, иудейской. Здесь прослеживались развалы кирпичных построек, которые Алихова уверенно определила как мусульманские мавзолеи. На месте нынешнего Покровского собора некогда возвышалась белокаменная соборная мечеть. В нем, возможно, по приказу Узбека, окончательно поправшего требование чингисхановой Ясы о равном подходе ко всем верованиям, ислам был провозглашен в качестве официальной религии Золотой Орды. Но, видимо, это белокаменное здание было построено задолго до Узбека и изначально представляло собой вовсе не мусульманскую постройку. Русские летописи сообщают, что хан Узбек стал мусульманином в год своего восшествия на престол, то есть в 1313 году. В анонимном сочинении «Родословие тюрков» сообщается: <Говорят, что после восшествия на ханский престол до истечения восьми лет он (Узбек – В. П. ) проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт – и – Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи) >. Возможно, речь в этом сочинении идет о стране Буртас. От города Мокша сохранились не только мусульманские мавзолеи и кладбище. В местечке Красный Ключ, которое находится за пределами современного Наровчата, были вскрыты ряд гражданских построек и печь для обжига кирпичей. В центре поля, на самом высоком месте, обнаружены и остатки здания размерами 7,7 х 6 м, служившего чем - то вроде харчевни. Пол в нем также обогревался горячим дымом. Главной же отличительной особенностью, позволяющей судить о назначении этой постройки, является расположенный в ее центре погреб. В нем были обнаружены осколки от стеклянной и поливной посуды, три монеты. Одна из них была чеканена в г. Мокша (год чекана не определен) , две - в Сарай - ал - Махруси в 710 г. х. (1310 – 1311 гг.) . Находимые около обнаруженных построек глиняные трубы, один фрагмент которых экспонируется в краеведческом музее Наровчата, свидетельствуют и о существовании в этом древнем городе водопровода.