История Украины У другій половині 15-16 ст. вихідці з укр. земельздобували вищу освіту в Б. езуїтських колегіумах Г. Острозькій та Киево-Могилянській академіях А европейських університетах В. навчальних закладах Візантії
Белл-Ланкастерская система взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Название получила по именам английских педагогов А. Белла (A. Bell; 1753—1832) и Дж. Ланкастера (J. Lancaster; 1776 или 1778—1838), независимо друг от друга выдвинувших сходный метод обучения. Первоначально применялась в Индии, где в это время находился Белл. В начале 19 в. получила широкое распространение в ряде стран (США, Франция, Бельгия и др.), как дешёвый и быстрый распространения грамоты. В школах взаимного обучения учили чтению религиозных книг, письму и счёту. В них не было классов и учителей в современном смысле слова. Учащиеся, разделённые на десятки (отделения), учились у мониторов, которые учились сами, а для обучения товарищей получали от учителя инструкцию, чему и как надо учить в предстоящий день. Учебников не было. Вместо них пользовались различным дидактическим материалом. При Б.-Л. с. учащиеся не приобретали систематических знаний. Против Б.-Л. с. выступили И. Г. Песталоцци и его последователи.
В России школы, работавшие по Б.-Л. с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.
После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований.Одной из важнейших реформ Александра II стало создание органов местного самоуправления — земств.К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения.
В России школы, работавшие по Б.-Л. с., стали открываться с 1818, но широкого распространения не получили. Систему взаимного обучения использовали декабристы в целях распространения грамотности среди солдат и крестьян. Декабристы М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский и другие в организованных ими школах (около 800 человек учащихся) расширили содержание образования, ввели историю, литературу, математику. Пользуясь возможностью учить по рукописным материалам, они составляли таблицы с антикрепостническим содержанием, старались пробудить самостоятельную мысль учащихся и дать им политическое воспитание. Декабристская организация "Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения", создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.