О! нашла! в чем состоит несвобода свободного человека? во все века люди боролись за свободу: свободу личности, прав, слова. но понимали ли они, за что и зачем они борются? рассмотрим понятие свободы. она бывает как , так и духовной. раб – это человек не свободный , им владеют, но хозяин имеет всего лишь тело человека и крайне редко подчиняет себе его волю. человек, лишенный и воли, что, по сути, является духовной несвободой, и возможности действовать, превращен в животное, ни о чем не думающее, а лишь слепо выполняющее чужую волю. но раб, чьи мысли и идеи не принадлежат какому-либо хозяину, свободен думать и мыслить, осознавать все, что с ним происходит. по моему мнению, такой человек намного свободнее того, кто не удерживается цепями, но связан морально, духовно с волей, подавляющей индивидуальность человека. стоит задуматься, а есть ли человек свободный и внешне, и внутренне. свободный от морали, чужой воли, цепей? по ницше, совмещение внутренней свободы и внешней, свободы – есть признак сверхчеловека. в принципе, внутренняя свобода – есть освобождение от морали, такой человек «свободный духом и свободен сердцем» , по словам ницше. но в мире нет такого сверхчеловека – человечество так или иначе что-то сковывает. так в чем же заключается несвобода человека, который, предположим, свободен ? такой человек вольный, так как одно из значений слова «воля» есть внешняя свобода. но своевольный ли он? теперь играет значение другая сема слова «воля» : имеет ли человек свои мысли или же подчиняется другой, более сильной личности. по большей части нет. значит, он не свободен полностью, подчинен каким-либо канонам, той же моралью. возникает некая дилемма. возьмем например героев рассказа горького «макар чудра» лойко и рада – цыгане, полюбившие друг друга, но для них воля значит больше, чем другой человек. по словам рады, она любит вольность больше, чем лойко. перед ними ставится выбор: либо любовь, либо свобода. они готовы отказаться от любви во имя воли. воли внешней и внутренней. лойко и рада были свободны, но, полюбив, подчинившись морали, они потеряли свою внутреннюю свободу. лишь умерев, отказавшись от любви, они вновь обрели волю, правда частичную, так как следует за радой «по пятам удалой молодец лойко забар» . а если человек свободен духом, хоть и частично? например, челкаш? но ограничивает общество, мораль. он живет по их законам. следовательно, он тоже несвободен. что же такое свобода? внутренняя независимость или внутренняя воля? где воля – это внешняя свобода и в то же время и власть, желание, предпочтения. и, как следствие, человек никогда не сможет обрести свободу, полную и независимую.
Во внешней политике ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. он сумел обеспечить для киевской руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. в ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. и лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с ярославом. на его сестре доброгневе был женат польский князь казимир; сын ярослава изяслав взял в жены сестру казимира, другой сын – всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на княжнах. норвежский король гаральд заключил брачный союз с дочерью ярослава елизаветой, венгерский король андрей – с его дочерью анастасией, французский король генрих i был женат на третьей дочери – анне ярославне. сам же ярослав взял в жены ингигерду (в православии – ирину) , дочь норвежского короля олафа. во внутренней политике период правления ярослава мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» киева и укреплением и культурных связей между отдельными частями государства. великий князь упорядочил правовые обычаи руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. при ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный « правдой» . «устав ярослава» , или древнейшая « правда» , был дан новгороду в 1016 г. он был основан на старых традициях, устном «законе » , который упоминался еще в договорах руси с византией. фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. первый писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. конечно, документ был несовершенен. в нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство. важным шагом в духовной и политической жизни киевского княжества было последовательное стремление ярослава освободиться от опеки византии в церковных делах. в 1051 г. при ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а митрополит илларион – блестящий оратор, автор известного «слова о законе и благодати» . это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» . ярослав понимал значение христианского просвещения. главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. современники отмечали, что ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью» . с этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в землях. по всей земле собирали при ярославе детей и обучали их грамоте. показательно, что сын ярослава, всеволод, не выезжая из киева, выучил пять языков. похоже, что тогда в столице руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками. времена владимира и ярослава стали эпохой расцвета киевской руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и мощью. не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.