Эпоха Петра Первого в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке.Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.Большие достижения во многих областях общественной и государственной жизни, превращение России из расположенной на задворках Европы страны в великую мировую державу, ставшее своего рода феноменом истории, объясняют устойчивый повышенный интерес к эпохе Петра в мировой исторической науке.Почти все крупнейшие ученые - историки, специалисты по истории России за рубежом, начиная с восемнадцатого столетия и до наших дней так или иначе откликались на события петровского времени.Зарубежной литературе о России эпохи Петра Великого, несмотря на различия в подходе ученых к оценке событий того времени, присущи некоторые общие черты. Отдавая должное правителю, тем успехам, которые были достигнуты страной, иностранные авторы, как правило, с некоторой недооценкой или с открытым пренебрежением судили о допетровской эпохе в истории России.
в мировой культуры византии принадлежит особое, место. в художественном творчестве византия дала средневековому миру высокие образы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. по силе выразительности и глубокой одухотворенности византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой европы. прямая наследница греко-римского мира и эллинистического востока, византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры. если пытаться отделить византийскую культуру от культуры европы , переднего и ближнего востока, то наиболее важными будут следующие факторы : 1. в византии была языковая общность (основным языком был греческий); 2. в византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия); 3. в византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков. 4. византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное . это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. в течение своего тысячелетнего существования византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из ирана, египта, сирии, закавказья, а познее латинского запада и древней руси. с другой стороны, византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с , стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их “варварами” ).