начало xviii века ознаменовано реформами петра i, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития россии и европы. реформы затронули все сферы жизни общества. государство нуждалось в светской культуре. важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. рассматриваемая нами эпоха — век перелома. это хорошо видно и в дворянства, в их повседневной жизни.
дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием российского государства. в россии дворянство возникло в xii веке как низшая часть военно-служилого сословия. при петре i завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.
xviii век - это отдельный этап в жизни дворянства, непохожий ни на предыдущий xvii век, ни на последующие xix и xx. это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами петра i. но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. все это вместе дает сложный и уникальный склад характера дворянина xviii столетия.
актуальность темы: в последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению микромира человека, его повседневной жизни. актуальным представляется вопрос исследования реалий повседневности. в первой четверти xviii века усилиями петра i рождалась великая российская империя, осуществлялась европеизация культуры. и мне интересно проследить, как менялась жизнь дворянства с реформами петра i.
среди достаточно большого количества , посвященной и данной теме тоже, нужно выделить наиболее значимые и важные для нас. в первую очередь из дореволюционных работ нужно отметить работы с.м. соловьева, в.о. ключевского, н.м. карамзина.
преобразования быта во времена петра i глубоко проанализированы с. м. соловьевым. он впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине xvii века. рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, с. м. соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, « народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». и в 3 главе 18 т. своей « россии с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ петра i. «…вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на сцену…»[1].
Лермонтов погиб на дуэли, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода.
Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.
Дуэль состоялась 15 июля. на горе Машук. Возле Пятигорска.
Саму дуэль и гибель поэта полнее и точнее всех описал секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков.
«…Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие. …»
Убийца Лермонтова тоже порывался написать воспоминания о поэте (как-никак он знал его много лет! ) и, очевидно, хотел в какой-то мере оправдаться перед современниками и потомками. Он дважды начинал свои записи и оба раза бросал, написав по нескольку страниц; дальше воспоминаний об учебе в юнкерской школе Мартынов не пошел. Мартынов прожил 60 лет и умер спустя 34 года после дуэли.
Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей, официальное известие об его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов» . По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога» … В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть» .
Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.
начало xviii века ознаменовано реформами петра i, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития россии и европы. реформы затронули все сферы жизни общества. государство нуждалось в светской культуре. важной чертой культуры нового времени стала ее открытость, способность к контактам с культурами других народов. рассматриваемая нами эпоха — век перелома. это хорошо видно и в дворянства, в их повседневной жизни.
дворянство на протяжении нескольких веков являлось высшим правящим сословием российского государства. в россии дворянство возникло в xii веке как низшая часть военно-служилого сословия. при петре i завершилось становление дворянства, которое пополнялось выходцами из других слоев в результате их продвижения по государственной службе.
xviii век - это отдельный этап в жизни дворянства, непохожий ни на предыдущий xvii век, ни на последующие xix и xx. это время коренных изменений в дворянской среде в связи с реформами петра i. но и одновременно, это время, когда старый уклад жизни людей еще сохранялся в сильной форме. все это вместе дает сложный и уникальный склад характера дворянина xviii столетия.
актуальность темы: в последнее время наблюдается повышенный интерес исследователей к изучению микромира человека, его повседневной жизни. актуальным представляется вопрос исследования реалий повседневности. в первой четверти xviii века усилиями петра i рождалась великая российская империя, осуществлялась европеизация культуры. и мне интересно проследить, как менялась жизнь дворянства с реформами петра i.
среди достаточно большого количества , посвященной и данной теме тоже, нужно выделить наиболее значимые и важные для нас. в первую очередь из дореволюционных работ нужно отметить работы с.м. соловьева, в.о. ключевского, н.м. карамзина.
преобразования быта во времена петра i глубоко проанализированы с. м. соловьевым. он впервые отметил, что начало преобразованиям было положено во второй половине xvii века. рассмотрев предпосылки преобразований в области культуры, с. м. соловьев отметил, что они сформировались в первую очередь в сфере материальной культуры, в вещном мире человека, « народ, вступая на поприще европейской деятельности естественно, должен был одеться и в европейское платье, ибо вопрос не шел о знамении народности, вопрос состоял в том: к семье каких народов принадлежать европейских или азиатских, и соответственно носить в одежде знамение этой семьи». и в 3 главе 18 т. своей « россии с древнейших времен» он отстаивает правильность реформ петра i. «…вывод посредством цивилизации народа, слабого, бедного, почти неизвестного, на сцену…»[1].
Объяснение:
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич
(1814-1841) русский поэт
Лермонтов погиб на дуэли, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода.
Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся в том, что Мартынова возмутила острота, пущенная в его адрес поэтом. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни.
Дуэль состоялась 15 июля. на горе Машук. Возле Пятигорска.
Саму дуэль и гибель поэта полнее и точнее всех описал секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков.
«…Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие. …»
Убийца Лермонтова тоже порывался написать воспоминания о поэте (как-никак он знал его много лет! ) и, очевидно, хотел в какой-то мере оправдаться перед современниками и потомками. Он дважды начинал свои записи и оба раза бросал, написав по нескольку страниц; дальше воспоминаний об учебе в юнкерской школе Мартынов не пошел. Мартынов прожил 60 лет и умер спустя 34 года после дуэли.
Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты друзей, официальное известие об его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов» . По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога» … В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть» .
Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.