Эти заметки могут вызвать, по меньшей мере, два упрека. Во- первых, что они недостаточно документированы (или вовсе не документированы), чтобы можно было принять всерьез предложенные в них интерпретации. Во-вторых, что они явным образом носят односторонний характер. И то и другое было бы , справедливо. Но ответ заключается в том, что сам этот текст можно рассматривать как документ, как отчет о личном опыте людей, живущих и работающих в географическом центре Северного Кавказа. Односторонность же протекает из нашего сознательного стремления подчеркнуть одну, определенную сторону событий, большей частью упускаемую из вида при обсуждении кавказских проблем. Причем наиболее интересны, с нашей точки зрения, познавательные возможности такого подхода и к "проблеме" Северного Кавказа, и к его проблемам. В самом деле, практически каждое событие, явление, тема, затронутые в этих заметках, свидетельствуют о том, сколько вопросов требуют специального исследования, прежде чем выносить вердикты и рекомендации. Предметный указатель к статье мог бы выглядеть как каталог научных проблем. Наиболее поразительный результат наблюдений за публикациями последних лет по "актуальной" северокавказской проблематике заключается в том, что в них невозможно обнаружить представление о наличии неисследованных явлений и постановку соответствующих вопросов. Есть только ответы и решения. Но достаточно сформулировать задачу - понимать и описать Северный Кавказ кок интегральную часть российского общества, чтобы сразу увидеть целую программу необходимых исследований. Не менее интересен другой вопрос: если Северный Кавказ есть часть российского общества (так же как Москва или Нижний Новгород), то как следует понимать и описывать российское общество в целом?
ЗЕМЕ́ЛЬНО-ВО́ДНЫЕ РЕФО́РМЫ, преобразования в Ср. Азии и Казахстане, направленные на передел земельно-водных ресурсов. Проведены в 1921–22 в Туркестанской АССР и Киргизской (с 1925 Казакская) АССР, а в 1925–29, после национально-государственного размежевания сов. республик в Средней Азии, – во всех вновь образованных республиках и Казакской АССР (в последней переделу подверглись также скотоводч. хозяйства). В 1921–22 коренному населению передана часть земель, предоставленных ранее рос. администрацией Сибирскому и Уральскому казачьим войскам, а также конфискованные хозяйства переселенцев из Европ. России, проживавших в Семиречье и др. плодородных районах. Земли коренного населения, в т. ч. и крупные владения, переделу не подвергались. В Туркестанской АССР изъято 254 тыс. га земли, в Казахстане – св. 470 тыс. га. Конфискация и перераспределение земли и имущества проходили при поддержке специально созданных союзов дехкан и батраков – «Кошчи», по своему назначению они были аналогичны комитетам бедноты в 1918 в РСФСР.
В 1925–29 в ср.-азиат. республиках конфискованы поливные земли, превышавшие установленную трудовую норму, а также земли, принадлежавшие лицам, имевшим гл. источником доходов торговлю или использование наёмного труда. В результате в Ср. Азии ликвидировано 6,8 тыс. хозяйств, «излишки» конфискованы у 37,8 тыс. хозяйств зажиточных крестьян; всего изъято и перераспределено между 123,4 тыс. дехканских хозяйств 307,2 тыс. га земли. Распределение воды было передано гос. органам и поставлено в зависимость от пользования орошаемой землёй. В Казакской АССР конфисковано и перераспределено ок. 2,6 млн. га сенокосной и пахотной земли, кроме того, конфискации и перераспределению подвергся также скот, принадлежавший крупным скотоводч. хозяйствам (вызвало его массовый убой и укрывательство). Таким хозяйствам оставлялось в собственность по 5 голов скота на каждого члена семьи (но всего не более определённого количества в зависимости от района и способа ведения хозяйства – кочевого, полукочевого и оседлого). Всего в Казахстане ликвидировано 696 крупных хозяйств, владевших 145 тыс. голов скота. З.-в. р., с одной стороны, вызвали острую социальную напряжённость (в т. ч. за счёт разорения переселенцев из Европ. России) и сопровождались резкой активизацией басмачества, с другой – они укрепили позиции сов. власти среди б. ч. коренного населения. Вскоре после завершения З.-в. р. в республиках Ср. Азии и Казахстане, как и в др. республиках СССР, была проведена сплошная
Объяснение:
Эти заметки могут вызвать, по меньшей мере, два упрека. Во- первых, что они недостаточно документированы (или вовсе не документированы), чтобы можно было принять всерьез предложенные в них интерпретации. Во-вторых, что они явным образом носят односторонний характер. И то и другое было бы , справедливо. Но ответ заключается в том, что сам этот текст можно рассматривать как документ, как отчет о личном опыте людей, живущих и работающих в географическом центре Северного Кавказа. Односторонность же протекает из нашего сознательного стремления подчеркнуть одну, определенную сторону событий, большей частью упускаемую из вида при обсуждении кавказских проблем. Причем наиболее интересны, с нашей точки зрения, познавательные возможности такого подхода и к "проблеме" Северного Кавказа, и к его проблемам. В самом деле, практически каждое событие, явление, тема, затронутые в этих заметках, свидетельствуют о том, сколько вопросов требуют специального исследования, прежде чем выносить вердикты и рекомендации. Предметный указатель к статье мог бы выглядеть как каталог научных проблем. Наиболее поразительный результат наблюдений за публикациями последних лет по "актуальной" северокавказской проблематике заключается в том, что в них невозможно обнаружить представление о наличии неисследованных явлений и постановку соответствующих вопросов. Есть только ответы и решения. Но достаточно сформулировать задачу - понимать и описать Северный Кавказ кок интегральную часть российского общества, чтобы сразу увидеть целую программу необходимых исследований. Не менее интересен другой вопрос: если Северный Кавказ есть часть российского общества (так же как Москва или Нижний Новгород), то как следует понимать и описывать российское общество в целом?
вот
Объяснение:
ЗЕМЕ́ЛЬНО-ВО́ДНЫЕ РЕФО́РМЫ, преобразования в Ср. Азии и Казахстане, направленные на передел земельно-водных ресурсов. Проведены в 1921–22 в Туркестанской АССР и Киргизской (с 1925 Казакская) АССР, а в 1925–29, после национально-государственного размежевания сов. республик в Средней Азии, – во всех вновь образованных республиках и Казакской АССР (в последней переделу подверглись также скотоводч. хозяйства). В 1921–22 коренному населению передана часть земель, предоставленных ранее рос. администрацией Сибирскому и Уральскому казачьим войскам, а также конфискованные хозяйства переселенцев из Европ. России, проживавших в Семиречье и др. плодородных районах. Земли коренного населения, в т. ч. и крупные владения, переделу не подвергались. В Туркестанской АССР изъято 254 тыс. га земли, в Казахстане – св. 470 тыс. га. Конфискация и перераспределение земли и имущества проходили при поддержке специально созданных союзов дехкан и батраков – «Кошчи», по своему назначению они были аналогичны комитетам бедноты в 1918 в РСФСР.
В 1925–29 в ср.-азиат. республиках конфискованы поливные земли, превышавшие установленную трудовую норму, а также земли, принадлежавшие лицам, имевшим гл. источником доходов торговлю или использование наёмного труда. В результате в Ср. Азии ликвидировано 6,8 тыс. хозяйств, «излишки» конфискованы у 37,8 тыс. хозяйств зажиточных крестьян; всего изъято и перераспределено между 123,4 тыс. дехканских хозяйств 307,2 тыс. га земли. Распределение воды было передано гос. органам и поставлено в зависимость от пользования орошаемой землёй. В Казакской АССР конфисковано и перераспределено ок. 2,6 млн. га сенокосной и пахотной земли, кроме того, конфискации и перераспределению подвергся также скот, принадлежавший крупным скотоводч. хозяйствам (вызвало его массовый убой и укрывательство). Таким хозяйствам оставлялось в собственность по 5 голов скота на каждого члена семьи (но всего не более определённого количества в зависимости от района и способа ведения хозяйства – кочевого, полукочевого и оседлого). Всего в Казахстане ликвидировано 696 крупных хозяйств, владевших 145 тыс. голов скота. З.-в. р., с одной стороны, вызвали острую социальную напряжённость (в т. ч. за счёт разорения переселенцев из Европ. России) и сопровождались резкой активизацией басмачества, с другой – они укрепили позиции сов. власти среди б. ч. коренного населения. Вскоре после завершения З.-в. р. в республиках Ср. Азии и Казахстане, как и в др. республиках СССР, была проведена сплошная