са́ки (др. -перс. sakā, др. -греч. σάκαι,лат. sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён i тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.
упоминаются у геродота. в древнеперсидских надписях четыре группы саков:
-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток» , населявшие долину реки мургаб (у геродота и античных авторов — амюргии)
-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в бехистунской надписи дария i), проживавшие в предгорьях тянь-шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов) ,
-парадарайя, «которые за морем (за рекой)» ,
-, «за согдианой» , которые проживали в бассейне аральского моря в низовьях сырдарьи и амударьи.
однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от дуная до байкала, причём вплоть до новейшего времени. таким образом, деление саков на «пьющих хаому» , «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов) , чем истинное самоназвание сакских племён. некоторые названия сакских родов всё же сохранились в : массагеты, даи (дахи, даки, даги) , апасиаки, парны, кангхи и др.
в древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами» , а иранские — «турами с быстрыми конями» . сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»
образ жизни саков был оседло-кочевой. в степях западного и отчасти центрального казахстана встречалось кочевое скотоводство. в степных и полустепных районах западного и южного казахстана у саков развивалось верблюдоводство. верблюд использовался как вьючное животное. меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. на юге казахстана в долине сыр-дарьи развивалось земледелие.
в vii—iii вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. во главе этих союзов стояли верховные вожди. их называли царями. цари избирались советом вождей. государственные дела обсуждались на народном собрании. царь распределял между и племенами пастбища и другие земельные угодья.
сакские женщины пользовались равными правами. в vi веке до н. э. массагетами царица томирис. известно также имя царицы зарины. в сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. из сословия воинов происходили вожди и цари. царь считался посредником между небом и землёй.
царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. войны были выгодны для племенных вождей. пленных превращали в рабов и использовали в хозяйстве. тип общества саков — военная демократия
са́ки (др. -перс. sakā, др. -греч. σάκαι,лат. sacae) — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён i тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках.
упоминаются у геродота. в древнеперсидских надписях четыре группы саков:
-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток» , населявшие долину реки мургаб (у геродота и античных авторов — амюргии)
-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в бехистунской надписи дария i), проживавшие в предгорьях тянь-шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов) ,
-парадарайя, «которые за морем (за рекой)» ,
-, «за согдианой» , которые проживали в бассейне аральского моря в низовьях сырдарьи и амударьи.
однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от дуная до байкала, причём вплоть до новейшего времени. таким образом, деление саков на «пьющих хаому» , «носящих остроконечную шапку» и «заморских» отражает скорее взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае — персов) , чем истинное самоназвание сакских племён. некоторые названия сакских родов всё же сохранились в : массагеты, даи (дахи, даки, даги) , апасиаки, парны, кангхи и др.
в древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами» , а иранские — «турами с быстрыми конями» . сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»
образ жизни саков был оседло-кочевой. в степях западного и отчасти центрального казахстана встречалось кочевое скотоводство. в степных и полустепных районах западного и южного казахстана у саков развивалось верблюдоводство. верблюд использовался как вьючное животное. меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. на юге казахстана в долине сыр-дарьи развивалось земледелие.
в vii—iii вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. во главе этих союзов стояли верховные вожди. их называли царями. цари избирались советом вождей. государственные дела обсуждались на народном собрании. царь распределял между и племенами пастбища и другие земельные угодья.
сакские женщины пользовались равными правами. в vi веке до н. э. массагетами царица томирис. известно также имя царицы зарины. в сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам — красный, жрецам — белый, общинникам — жёлтый и синий. из сословия воинов происходили вожди и цари. царь считался посредником между небом и землёй.
царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. войны были выгодны для племенных вождей. пленных превращали в рабов и использовали в хозяйстве. тип общества саков — военная демократия