ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА III
О НЕЗЫБЛЕМОСТИ САМОДЕРЖАВИЯ.
29АПРЕЛЯ 1881 г.
...В бозе почивший родитель Наш, приняв от Бога самодержавную власть на
благо вверенного ему народа, пребыл верен до смерти принятому им обету и
кровию запечатлел великое служение... бла-
150
гостию и кротостью совершил он величайшее дело своего царствования —
освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и
дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в
царстве суд, и подданных своих, коих всех без различия сделал навсегда
свободными, призвал к распоряжению делами местного управления и
общественного хозяйства.
...Посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на
дело правления в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и
истину самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать, и
охранять для блага народного от всяких на нее поползновений.
Посвящая себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных
подданных Наших служить Нам и государству верой и правдой, к
искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению
веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению
неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действия
учреждений, дарованных России благодетелем ее, возлюбленным Нашим
родителем.
Во к документу. 1. Как, на ваш взгляд, условия воцарения нового
императора повлияли на данный документ? 2. Как вы думаете, что понимал
Александр III под «гнусной крамолой»? 3. Следует ли из документа, что
новый император обещает править так, как его отец?
россия занимала видное место в международных отношениях xvii в. и обменивалась посольствами с крупнейшими странами европы и азии. особенно оживленными были сношения с швецией, речью посполитой, францией, испанией, а также с австрийским императором, «цесарем», как его называли официальные документы. большое значение имели также связи с италией, в первую очередь с римской курией и венецией. постоянные связи поддерживались с турцией, ираном, среднеазиатскими ханствами и китаем. отношения с китаем, ираном и ханствами средней азии, как правило, были мирными.
посольский приказ, ведавший сношениями с иностранными государствами, представлял собой весьма важное учреждение, во главе которого стояли в большинстве случаев не бояре, а думные дьяки, т. е. люди незнатного происхождения, но хорошо осведомленные в международных делах. высокое значение думного дьяка посольского приказа подчеркивалось тем, что иностранцы называли его «канцлером».
посольства в xvii в. появлялись почти во всех крупных столицах западной европы, а купцы вели оживленную торговлю с швецией, речью посполитой и . значительное количество купцов посещало стокгольм, ригу и другие города.
в свою очередь торговые дела привлекали в россию большое количество иностранцев. многие из них принимали подданство и навсегда оставались в россии. первоначально они имели дворы среди , а с середины xvii в. в москве за пределами земляного города, «на кокуе», возникла особая слобода. в ней числилось свыше 200 дворов. несмотря на название , собственно немцев в ней жило немного, так как немцами в россии тогда обычно называли не только немцев, но и шотландцев, , голландцев и т. д. почти три четверти населения слободы составляли поступившие на службу военные, остальные иностранцы были врачи, ремесленники и т. д. таким образом, слобода была заселена по преимуществу зажиточным людом. в слободе строили дома по западноевропейскому образцу, имели протестантскую церковь (кирку). однако представление о жителях слободы как людях более высокой культуры по сравнению с населением сильно преувеличено.