Из переписки А. Курбского с Иваном IV (в переводе О.В. Творогова) Первое послание Курбского.
Зачем, царь... воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах Божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? (1) Не сдались ли тебе крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь.
И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою непримиримой ненавистью. Полки твои водил, и выступал с ними, и никакого тебе бесчестия не принес, одни лишь победы... одерживал для твоей же славы, и никогда полков твоих не обратил спиной к врагам, а напротив, преславно одолевал на похвалу тебе. И все это не один год и не два, а в течение многих лет неустанно трудился в поте лица своего, так что мало мог видеть родителей своих, и с женой своей не бывал, и вдали от Отечества своего находился, в самых дальних крепостях твоих против врагов твоих сражался.
Первое послание Ивана IV.
А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. (2) Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! И этого в своей озлобленности не смог ты понять, считая благочестием, чтобы самодержавие подпало под власть известного тебе попа [Сильвестра] и под ваше злодейское управление.
Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма — когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет?
Русская земля держится Божьим милосердием... и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами... А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить.
Поп Сильвестр сдружился с Алексеем [Адашевым], и начали они советоваться тайком от нас, считая нас неразумными..., мало-помалу стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя. Они лишили нас прародителями данной власти и права распределять честь и места между вами, боярами нашими, и взяли это дело в свое ведение и усмотрение, как вам заблагорассудится и будет угодно, потом же окружили себя друзьями и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало, — все решения и установления принимали по своей воле и желаниям своих советников.
Из послания Ивана IV английской королеве Елизавете I
Вели переговоры с нашим послом твои бояре, управляли же всем делом твои купцы. Мы надеялись, что ты в своем государстве государыня и сама владеешь, и заботишься о своей государской чести и выгодах для государства, и поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя другие люди владеют, и не только люди, мужики торговые, ищут только выгоду торговую. И, если уж так, то мы те дела оставили в сторону.
Вопросы по текстам
1. Что имел в виду А.Курбский в предложении , отмеченном цифрой «(1)»
2. Что имел в виду Иван Грозный в предложении , отмеченном цифрой «(2)»
3. Каковы были идеальные отношения государства и церкви с точки зрения Ивана Грозного? Приведите фразу текста, на основе которой вы делали свой вывод
4. Каковы, по мнению Ивана IV, права царей в отношении подданных?
5. Как Иван Грозный объяснял казнь воевод и опалу сторонников реформ? Какое обвинение бывшим соратникам было главным?
6. Почему Иван IV прервал переговоры с английской королевой
7. Как вы думаете, почему Курбский счёл возможным характеризовать политику Ивана Грозного периода опричнины «ересью»?
1) Капиталистическая мануфактура - производство, основанное на новых началах, отличавшихся от феодальных. Возникнув в Италии 14 века, капиталистическая мануфактура меняла свои формы и масштабы, но продолжала существовать и в 15, и в 16 веках; до конца 16 века.
2) Великая Французская революция кардинально изменила жизнь Европы - после нее большинство стран Европы на 25 лет оказались ввергнуты в революционные и наполеоновские войны. Кроме того, ВФР показала возможность построения нового типа общества доминированием буржуазии.
3) «Весна народов», которая в 1848-1849 гг. прокатилась по Европе национальному подъёму и возрождению европейских народов. Активные участники общественно-национальных движений стали постепенно выдвигать политические требования, касающиеся возрождения государств. Это формированию национальных идеологий, на основании которых строились концепции построения единых государств в Европе. Ярким примером подобных процессов стала Италия, в которой в течение второй половины 19 в. развернулась борьба за восстановление единства страны. Эти процессы получили название в научной литературе Рисорджименто. Термин должен был подчеркнуть связь двух эпох – 15 и 19 вв. Рисорджименто сначала и обозначал возрождение в культуре, литературе и архитектуре, но постепенно значение и содержания данного понятия изменилось.
4) Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, то есть конфискованные земли эмигрантов и церкви. Обеспечить все эти завоевания должен был Гражданский кодекс, вошедший в историю как кодекс Наполеона. Наполеон провёл административную реформу, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов.
5) Целью карбонариев было создание конституционной монархии или республики; они также хотели защитить права простых людей от всех форм абсолютизма. Карбонары для достижения своей цели говорили о разжигании вооруженных восстаний.
6) Не знаю..
Объяснение:
Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам. В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми. Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей. Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность. Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя. В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались при к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух