ИЗ ЗАВЕЩАНИЯ ФРИДРИХА II: Я жил философом и хочу быть погребенным, как таковой, — без великолепия, без пышности, без помпы Я никогда не был ни скуп, ни богат; я не располагал большими суммами — на государственные доходы я смотрел, как на святыню, коснуться которой не смеет ни одна нечестивая рука; никогда общественные доходы не поступали в мое личное пользование
Мое управление не нарушает покоя моей совести, и я не побоялся бы дать о нем публичный отчет.
Мои последние желания в момент смерти будут направлены ко благу государства. Да будет оно управляемо всегда со справедливостью, мудростью и твердостью! Да будет оно счастливейшим из государств в силу мягкости законов, наиболее справедливо управляемо в отношении финансов, наиболее доблестно защищаемо солдатом, жаждущим лишь чести и военной славы! Да будет оно жить, процветая до конца веков!
1. Что можно сказать на основании этого текста о переменах в сознании правящих монархов XVIII века в сравнении с мнениями о себе их предшественников, например Людовика XIV?
2. Каким видится Фридриху И благополучное государство?
3. Попытайтесь на основании этого документа установить, что нового появилось в отношении короля к обществу.
В этот период Франкская империя достигла своего наибольшего территориального, военного и экономического могущества. От имени императора Карл в славянских языках появилось слово "король".
Карл Великий проявлял живой интерес к науке и духовному развитию. Именно это личное увлечение придавало силу и значение его усилиям на пользу народного образования.
Император издал указ о создании школ при монастырях. Он приглашал в столицу филологов, архитекторов, музыкантов, астрономов со всех земель империи. При нем возродилось изучение классической латыни, учреждались Скриптории - учреждения для переписки и хранения рукописей.
Львиная доля латинских рукописей дошла до нас благодаря усилиям именно этой эпохи. При дворе императора сложился кружок ученых, называемый Академией, где обсуждались актуальные научные проблемы, вопросы философии, истории, искусств. Это блестящее государство, связавшее воедино столько сильных народов и давшее им государственный строй, страдало только одним недостатком - оно основывалось на разуме и воле одного великого деятеля. Когда Карл приблизился к старости, злая судьба лишила его сыновей Карла и Пипина, и разделение государства на три части, предпринятое им в 806 г. , оказалось излишним.