ИЗ ЗАВЕЩАНИЯ ФРИДРИХА II: Я жил философом и хочу быть погребенным, как таковой, — без великолепия, без пышности, без помпы Я никогда не был ни скуп, ни богат; я не располагал большими суммами — на государственные доходы я смотрел, как на святыню, коснуться которой не смеет ни одна нечестивая рука; никогда общественные доходы не поступали в мое личное пользование
Мое управление не нарушает покоя моей совести, и я не побоялся бы дать о нем публичный отчет.
Мои последние желания в момент смерти будут направлены ко благу государства. Да будет оно управляемо всегда со справедливостью, мудростью и твердостью! Да будет оно счастливейшим из государств в силу мягкости законов, наиболее справедливо управляемо в отношении финансов, наиболее доблестно защищаемо солдатом, жаждущим лишь чести и военной славы! Да будет оно жить, процветая до конца веков!
1. Что можно сказать на основании этого текста о переменах в сознании правящих монархов XVIII века в сравнении с мнениями о себе их предшественников, например Людовика XIV?
2. Каким видится Фридриху И благополучное государство?
3. Попытайтесь на основании этого документа установить, что нового появилось в отношении короля к обществу.
Около 1318 года Ольгерд женился на дочери витебского князя Марии Ярославне, с 1349 года во втором браке с Иулианией Александровной, дочерью великого князя Тверского Александра Михайловича.
Деятельность Ольгерда была направлена на расширение Великого княжества Литовского. Великий князь литовский Ольгерд одержал победу над Тевтонским орденом в сражении 1348 года, участвовал в битве при Рудау в 1370 году. Одержал победу над войсками Золотой орды в 1363 году. Ольгерд присоединил к своим владениям часть западных русских земель, поддерживал Тверское княжество. В 1368, 1370 и 1372 годах совершал неудачные походы на Москву.
Великий князь литовский Ольгерд скончался 24 мая 1377 года.
Рабочее движение. На рубеже 70 – 80-х гг. XIX в. главными центрами рабочего движения стали Петербург и Центральный промышленный район. В мае 1870 г. в Петербурге на Невской бумагопрядильной фабрике произошла крупная стачка. Рабочие потребовали повышения оплаты труда, получив отказ, объявили забастовку. Пятерых «подстрекателей» отдали под суд.
В 1875 г. в Одессе был создан «Южнороссийский союз рабочих». Его организатор Е. О. Заславский разработал устав, в котором говорилось, что рабочие достигнут «признания своих прав только посредством насильственного переворота». Образованный в 1878 г. в Петербурге «Северный союз русских рабочих» возглавил ряд стачек в столице.
Стачка, организованная на Никольской мануфактуре Тимофея Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г., получила название Морозовской. Рабочие требовали отменить штрафы, упорядочить условия найма на работу и ограничить произвол фабрикантов. Стачка была подавлена. Около 600 рабочих арестовали, более 30 из них отдали под суд. Однако присяжные заседатели оправдали подсудимых.
По данным фабричной инспекции, в конце 1880-х – начале 1890-х гг. в стачках ежегодно участвовали десятки тысяч рабочих. Среди них основную массу составляли работники текстильной промышленности и рабочие заводов, выпускавших продукцию из металла. Несмотря на жёсткие действия властей, волнения продолжались.
От народничества к марксизму. Индустриализация страны повлекла за собой быстрое увеличение численности рабочих и рост стачечного движения. В этих условиях стала очевидной несостоятельность теорий народников, которые делали ставку на сельскую общину и связывали с ней осуществление на практике социалистических идеалов. Теории явно расходились с российской действительностью, что заставило их идеологов пересмотреть свои взгляды.
В начале 90-х гг. XIX в. рупором легального народничества стал журнал «Русское богатство», в котором заметную роль играли Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов и многие другие. Н. К. Михайловский подчёркивал антигуманный характер капиталистического общества, низводившего человека до «бессловесного придатка машины». Он выступал против идеализации капитализма, верил в высокую миссию передовой интеллигенции, считал, что только социализм быть подлинно гуманным обществом. Вместе с тем Н. К. Михайловский отвергал насильственные методы свержения существующего строя.
Для В. П. Воронцова капитализм был «чужеродным элементом» российской экономики, лишённым в России перспектив развития. Двигателем прогресса он рассматривал крестьянскую общину.
Те, кто разделял идеи марксизма, главные надежды на построение справедливого общества связывали уже не с крестьянством, а с наёмными рабочими (пролетариатом). Вслед за К. Марксом его последователи в России были убеждены в неизбежности наступления социализма, в том, что он будет представлять собой самую совершенную общественную систему обеспечить всему человечеству лучшую жизнь, чем при капитализме. Социализм объявлялся конечной целью революционного движения, главной движущей силой которого выступал пролетариат, испытывающий при капитализме постоянную нужду и нищету.
Первый том «Капитала» К. Маркса был переведён на русский язык в 1872 г. По выражению современника, 1890-е гг. стали в России эпохой марксистского поветрия среди революционно настроенной молодёжи.