Известно стало, что ордынский князь мамай собрал силу великую и идёт на землю. дмитрий пришёл к святому сергию и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает. святой же благословил его, молитвой вооружил и сказал: «следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе богом славном христианском стаде. иди против безбожных, и, если бог тебе, ты победишь». собрав всех воинов своих, выступил увидев же войско весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были. и вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласящим: «без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, — обязательно тебе бог». тогда князь великий дмитрий и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых. так началось сражение, и многие пали, но бог великому победоносному дмитрию, и побеждены были великий князь дмитрий, славную победу одержав, пришёл к сергию, принеся за добрый совет, бога славил и вклад большой в монастырь дал. 1. в чём видит автор документа причины победы войск на поле куликовом? согласны ли вы с его мнением? 2. можно ли утверждать, что документ написан современником событий? докажите своё мнение. 3. считает ли автор документа борьбу с мамаем религиозной войной? докажите свою точку зрения, используя цитаты из документа. ответить на вопросы, 50
Куликовская битва 1380 г. – величайшее сражение между русскими и татарами. После разгрома татарских войск в битве на реке Воже (1378) гегемон Золотой Орды, полководец Мамай, собрал огромную армию и двинулся на Русь.
Выступившие навстречу русские войска, благословлённые святым подвижником Сергием Радонежским, подошли 7 сентября 1380 г. к Дону, во главе с московским князем Дмитрием Донским. Мамай с татарами стоял за Доном, поджидая на литовского князя Ягайла. Русская рать в ночь на 8-е успела переправиться за Дон. Она расположилась на лесистых холмах побережья при впадении в Дон реки Непрядвы. За этими холмами лежало широкое 10-верстное поле, называвшееся Куликовым, посреди него протекала река Смолка.
Урочища эти закреплялись за данным аулом по соглашению между старейшинами родов и были постоянной причиной раздора между отдельными аулами и целыми родами.
Хозяином аула являлся зажиточный человек, глава семьи, бай или старейшина, и аул назывался по его имени. Его «Большая юрта» ставилась на краю аула, за ней по дуге располагались о та у («Молодые юрты») женатых сыновей, затем ближайших родственников, специальные «Гостиные юрты» для приезжающих и дальше - юрты «соседей», обслуживающих аул.
На этом краю аула устраивался к о т а и - открытый загон для овец, ж е л и - привязь для жеребят, ставились юрты для варки сыра и т. д. Сыновья и ближайшая родня хозяина аула кочевали вместе с ним до тех пор, пока поголовье аульного стада не превосходило установленного количества, когда общий водопой, пастьба и уход за скотом становились уже неудобными (так, например, нельзя держать в отаре более тысячи овец).
Тогда члены семьи выделялись из «Большого аула» отца со своим скотом, юртами и «соседями», образуя новый самостоятельный аул, кочующий и зимующий отдельно, но обычно по соседству.
Все хозяйственные работы в ауле несли «соседи» - бедная родня или батраки, получавшие натуральную оплату в виде доли удоя, шерсти, обусловленного количества голов скота на убой: табунщики, пастухи, чабаны, доильщики, повара, водовозы и т. п.
Беднейшая часть «соседей» - ж а т а к и - не уходила с аулом в сезонную кочевку, оставаясь на зимовке охранять постройки. Все богатые эксплуатировали труд жатаков - самой обездоленной части степного населения позднего средневековья, вынужденной оседать за неимением собственного скота.
Жатаки, дословно - «лежащие», занимались строительством и ремонтом зимних стоянок - кыстау, с их жилыми и хозяйственными постройками, заготовкой сена для байского скота, которого далеко не всегда хватало на зиму, примитивным земледелием на речных заводях, вокруг пресных озер.
Все богатство у жатака состояло, как правило, из одной или двух молочных коров, верблюда и лошади в качестве тягловой силы. Овец и коз у него почти не было. «Кочевой степняк ест, пьет и одевается скотом,- писал в свое время Чокан Валиханов, - для него скот дороже своего спокойствия.
Кочевали обычно аулом - подвижным селением, связанным родственными узами или хозяйственными выгодами, придерживаясь, во избежание столкновений с соседями, одних и тех же урочищ, колодцев.
В урочищах с обилием травы, хорошим водопоем аул располагался на несколько дней, а если позволяли условия, и больше. В безлюдных пустынях со скудным травостоем стоянки сокращались до 2 - 3 дней.
Этот вид кочевания у казахов принято считать «меридианальным», т.е. с юга на север и с севера на юг. Для казахов старшего жуза летними кочевьями служили предгорья и горы Алтая, Тарбагатая, Джунгарского, Заилийского и Таласского Алатау.