Известный пакистанский ученый Ахмет Хасан Дани отмечал: «Увиденная нами одежда сакского воина (речь идет о Золотом человеке из Иссыкского клада. - А. А.) доказывает наличие высокой цивилизации у кочевников. Как же можно рассматривать кочевников вне цивилизации тех городов и долин, расположенных по Великому Шелковому пути? Оседлые народы и кочевники всегда имели тесные связи, на этой основе взаимодополнялись, обогащались их культура, обычаи и традиции». 4.1 Подчеркните в тексте предложение, в котором выражена основная мысль автора
4.2 Согласны ли вы с мнением автора о культурной роли кочевников? Приведите аргументы (не менее 3-х), подтверждающие или опровергающие точку зрения автора
заранее
Постановления Вестфальский мир 1648 касались территориальных изменений, религиозных отношений, политического устройства империи. Согласно Вестфальский мир 1648 Швеция получила от империи, помимо контрибуции в 5 млн. талеров, остров Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании с г. Штеттином, г. Висмар и секуляризованные архиепископство Бремен и епископство Верден. Во владении Швеции оказались, таким образом, важнейшие гавани не только Балтийского, но и Северного моря, она как владелица германских княжеств стала членом империи с правом посылать своих депутатов на имперские сеймы. Франция получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе и подтверждение своего суверенитета над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция — державы-победительницы — были объявлены главными гарантами выполненияВестфальский мир 1648 Союзники держав-победительниц — германские княжества Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург — расширили свои территории за счёт секуляризованных епископств и монастырей, за герцогом Баварии был закреплен Верхний Пфальц и титул курфюрста. Была признана полная независимость от императора германских князей в проведении как внутренней, так и внешней политики (они не могли лишь заключать внешних союзов, направленных против империи и императора). В области религиозной Вестфальский мир 1648 уравнял в Германии кальвинистов (реформатов) в правах с католиками и лютеранами, узаконил секуляризацию церковных земель, произведённую до 1624, но лишил германских князей права определять религиозную принадлежность подданных. Вестфальский мир 1648 юридически закреплял политическую раздробленность Германии (которая была результатом всего предшествующего хода её социально-экономического развития).
Вестфальский мир 1648, закрепивший победу в войне антигабсбургской коалиции, имел большое международное значение. Попытка создания мировой «христианской» империи под эгидой испанских и австрийских Габсбургов, их планы подавления реформационного движения в Европе и подчинения буржуазной Голландской республики потерпели крах. Швейцария и Голландская республика добились международного признания своего суверенитета (Голландия — по особому голландско-испанскому договору). Франция на длительное время обеспечила себе доминирующее положение в Западной Европе. Однако Вестфальский мир 1648 не сломил полностью могущества Габсбургов; в обстановке развернувшихся в этот период острых социально-политических конфликтов (Английская буржуазная революция, французская Фронда). Французское абсолютистское правительство поторопилось с заключением мира с Габсбургами, пойдя в ходе вестфальских переговоров на многочисленные уступки.