Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории “вечного Рима”- государства, которое путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы. Владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура.РДелами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники. имскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах.
Воспитание в Спарте заключалось только в одном, воспитать крепкого и выносливого воина, умеющего переносить физическую боль, обладать выносливостью и готового в любой момент выйти на бой, войну. Спартанцы делали упор на физическое воспитание и физическое развитие.. Именно поэтому они считали, что городу не нужны неприступные стены, Мужчина- воин и есть та стена, которая может отразить любой натиск. Обучение проходило в военных лагерях и школах. Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания парней. Так как спартанцы считали, что физически сильная и выносливая спартанка может родить здоровое и крепкое потомство. Воспитание в Афинах очень отличалось от спартанского. В Афинах наряду с физическим воспитанием ,воспитывали в человеке и духовные ценности . Большое значение отводилось всестороннему образованию. Изучали всё- литературу, игру на музыкальных инструментах, письмо, астрономию, грамматику . В Греции было очень много школ ( палестры, гимнасии)Греки считали, что необразованным быть стыдно. Именно " необразованными" они и считали спартанцев. Женское образование в Афинах ограничивалось рамками семейного воспитания. Элементарные знания, как-то письмо и чтение , девочки получали от матерей и кормилиц.