Первым важным решением ивана iv стало принятие в 1547 г. царского титула. это должно было подчеркнуть божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором священной римской империи, византийскими правителями прошлого. в то же время при иване iv началось формирование институтов сословно-представительной монархии. к этому времени оформились основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. в борьбе с боярской оппозицией молодой царь мог рассчитывать лишь на дворянство, которое несло административную, военную, дипломатическую службу и получало за это земли и деньги из казны. в 1549 г. иван iv созвал первый в россии земский собор - совещательный орган из представителей родовой аристократии, дворян, духовенства, купцов, посадских людей, черносошных крестьян. было объявлено о подготовке реформ. в их разработке царь опирался на круг близких ему людей, получивший название избранной рады. в ее состав входили князь андрей курбский, дворянин алексей адашев, митрополит макарий, протопоп сильвестр и др. принятый в 1550 г. новый свод законов судебник - еще более укрепил царскую власть. были сохранены прежние сроки перехода крестьян от одного хозяина к другому (привязанные к юрьеву дню) , увеличена плата за «пожилое» . закреплялось особое положение дворянства как опоры царской власти. вместо традиционного ополчения создавалось регулярное, . стрелецкое войско, которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами, торговлей. был определен статус особых органов государственной власти - приказов, ведавших конкретными функциями (посольский приказ отвечал за контакты с иностранными державами, разбойный - за порядок и безопасность, челобитный - принимал жалобы, поступавшие на имя царя, и проверял их и т. п. ) . вскоре было ограничено местничество (система занятия должностей в государстве в зависимости от родовитости и служебного статуса предков, а не от личных способностей) . содержание наместников и их аппарата за счет местного населения (кормление) в 1556 г. было заменено общегосударственным налогом на жалованье чиновникам. была реформирована церковь. на состоявшемся в 1551 г. церковном стоглавом соборе (постановления которого были сведены в сто глав) утвердили общероссийский пантеон святых, церковное землевладение было передано под контроль царя, усилены меры по укреплению нравственности в среде священнослужителей. реформы избранной рады к тому, что в короткий срок в стране заметно вырос авторитет высшей власти. новая система была более эффективной и действенной. все решения, принятые в 1550-е гг. , были направлены на укрепление центральной власти, в основе которой лежала личная власть царя. реформы создавали необходимые условия для решения назревших внешнеполитических .
конце xv — начале xvi в. центральный и местный государственный аппарат сохранял ещё ряд черт старой дворцово-вотчинной системы , характерной для периода феодальной раздробленности. сколько-нибудь прочное объединение северо-восточной руси в единое государство было невозможно без дальнейшей централизации этого аппарата.
проведение её развернулось уже в конце xv — начале xvi в., т. е. вскоре после того, как в основном были объединены земли под главенством москвы. в борьбе за укрепление государства великокняжеская власть опиралась на растущее дворянство и использовала поддержку городов.
в составе россии конца xv—xvi в. ещё существовали отдельные земли, частью даже княжества, сохранявшие свои особенности в ,— удельное княжество волоцкое, полусамостоятельное рязанское княжество и псковская феодальная республика. в 1504 г. даже были созданы новые уделы — дмитровский, калужский, угличский и старицкий для младших сыновей ивана iii. эти и некоторые другие, более мелкие княжества представляли собою прямое наследие периода феодальной раздробленности. удельно-княжеские дворы не раз на протяжении xvi в. делались очагами феодальных смут. их ликвидация являлась важной великокняжеского правительства, разрешённой в начале века.
конце xv — начале xvi в. центральный и местный государственный аппарат сохранял ещё ряд черт старой дворцово-вотчинной системы , характерной для периода феодальной раздробленности. сколько-нибудь прочное объединение северо-восточной руси в единое государство было невозможно без дальнейшей централизации этого аппарата.
проведение её развернулось уже в конце xv — начале xvi в., т. е. вскоре после того, как в основном были объединены земли под главенством москвы. в борьбе за укрепление государства великокняжеская власть опиралась на растущее дворянство и использовала поддержку городов.
в составе россии конца xv—xvi в. ещё существовали отдельные земли, частью даже княжества, сохранявшие свои особенности в ,— удельное княжество волоцкое, полусамостоятельное рязанское княжество и псковская феодальная республика. в 1504 г. даже были созданы новые уделы — дмитровский, калужский, угличский и старицкий для младших сыновей ивана iii. эти и некоторые другие, более мелкие княжества представляли собою прямое наследие периода феодальной раздробленности. удельно-княжеские дворы не раз на протяжении xvi в. делались очагами феодальных смут. их ликвидация являлась важной великокняжеского правительства, разрешённой в начале века.