Если посмотреть на карту мира начала XX в. и попытаться сравнить её с современной картой, нетрудно убедиться, что этот век не зря называют переломным. Очертания материков и океанов, пустынь и гор остались как будто прежними (хотя географы скажут, что они тоже меняются). Зато совсем иной стала политическая карта. На ней вместо одних стран появились другие. Изменились не только границы многих государств, но и их политическое устройство: монархии превратились в республики, колонии — в независимые государства и т. д.
Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занималинациональные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные — значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.
В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава. Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.
Причиной войны стала великодержавная политика Габсбургов и стремление папства и католических кругов реставрировать власть Римской церкви в той части Германии, где в первой половине XVI в. победила Реформация.
Неустойчивое равновесие, установившееся после Аугсбургского религиозного мира 1555, зафиксировавшего раскол Германии по религиозному принципу, в 1580-х оказалось под угрозой: в 1582 папа Григорий XIII (1572–1585) и император Рудольф II Габсбург (1576–1611) силой помешали секуляризации архиепископства Майнцского, одного из семи курфюршеств Германской империи; в 1586 протестанты были изгнаны из епископства Вюрцбургского, а в 1588 – из архиепископства Зальцбургского. В самом конце XVI – начале XVII в. давление католиков на протестантов усилилось: в 1596 эрцгерцог Фердинанд Габсбург, правитель Штирии, Каринтии и Крайны, запретил своим подданным исповедовать лютеранство и разрушил все лютеранские храмы; в 1606 герцог Максимилиан Баварский занял протестантский город Донауверт и превратил его церкви в католические. Это заставило протестантских князей Германии создать в 1608 для «защиты религиозного мира» Евангелическую унию во главе с курфюрстом Фридрихом IV Пфальцским; их поддержал французский король Генрих IV. В ответ в 1609 Максимилиан Баварский образовал Католическую лигу, вступив в союз с главными духовными князьями Империи.
Как же выглядел мир на карте в начале XX в.? Часть Европы и Америки занималинациональные государства, которые мы привыкли видеть на современной карте. Некоторые из них возникли несколько веков назад, иные — значительно позже (например, единые государства в Италии и Германии сложились во второй половине XIX в.). В то же время на обширных пространствах располагались империи.
В начале XX в. империй существовало немало и были они разные. Одну группу составляли государства, которые на протяжении столетий присоединяли к себе путём завоевания, союзов, колонизации территории, населённые разными по этнической принадлежности, религии, традициям народами. Такими многонациональными империями являлись Россия, Австро-Венгрия, Османская держава.
Другую группу можно назвать традиционными империями. Такими, например, были Великая Небесная империя в Китае, находившаяся с XVII в. под властью династии Цин, Японская империя. Стремясь сохранить свою целостность и традиционное устройство, эти государства до середины XIX в. придерживались политики самоизоляции, «закрытых дверей» для иностранцев. Но со второй половины XIX в. европейцы стали проникать в эти страны не только со своими товарами и капиталами, но и с общественными идеями, образом жизни, модой и т. д.
Неустойчивое равновесие, установившееся после Аугсбургского религиозного мира 1555, зафиксировавшего раскол Германии по религиозному принципу, в 1580-х оказалось под угрозой: в 1582 папа Григорий XIII (1572–1585) и император Рудольф II Габсбург (1576–1611) силой помешали секуляризации архиепископства Майнцского, одного из семи курфюршеств Германской империи; в 1586 протестанты были изгнаны из епископства Вюрцбургского, а в 1588 – из архиепископства Зальцбургского. В самом конце XVI – начале XVII в. давление католиков на протестантов усилилось: в 1596 эрцгерцог Фердинанд Габсбург, правитель Штирии, Каринтии и Крайны, запретил своим подданным исповедовать лютеранство и разрушил все лютеранские храмы; в 1606 герцог Максимилиан Баварский занял протестантский город Донауверт и превратил его церкви в католические. Это заставило протестантских князей Германии создать в 1608 для «защиты религиозного мира» Евангелическую унию во главе с курфюрстом Фридрихом IV Пфальцским; их поддержал французский король Генрих IV. В ответ в 1609 Максимилиан Баварский образовал Католическую лигу, вступив в союз с главными духовными князьями Империи.