Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россиюи охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» Декарта
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2] В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
Содержание [скрыть] 1Сущность2Периодизация по Г. Мэю3Религия и мораль3.1Роспуск Общества Иисуса4Историческое значение5См. также6Примечания7Библиография8Ссылки9Литература
Международные отношения в 16 – 17 вв.Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры европейских держав Нового времени имели важные последствия для будущих эпох. Многие конфликты, зародившиеся в это время, так и не получили разрешения до 20 в., а их отголоски были слышны в Первой и Второй мировых войнах. Крупнейшими государствами, доминировавшими в политике того времени, были Франция, Англия и габсбургская Испания. Францию со всех сторон окружали владения Габсбургов – испанских и австрийских. Между Францией и ними постоянно возникали территориальные споры. Крупнейшим из франко-испанских конфликтов стали Итальянские войны, в которые были втянутые итальянские государства и немецкие княжества. Острые противоречия возникли в 16 в. между Англией и Испанией, правители этих государств были одержимы идеей - построить всемирную католическую монархию. В таких условиях чрезмерное усиление одной из трех держав немедленно вызывало сближение двух других, а к ним, в свою очередь, примыкали государства-соседи. Из-за возникшей ситуации политических противовесов система получила название европейского баланса. Однако сохранять баланс было сложно. На политической карте появлялись новые государства, страны со сменой государя получали иную религию – все это нарушало стабильность в Европе. В начале 17 в. существенную роль стала играть Швеция, подчинившая Норвегию и Финляндию и боровшаяся за польские датские, и прибалтийские земли. Другой важный фактор – проникновение в Европу нового опасного соседа: Османская империя, занимавшая огромные пространства Азии и Африки, покорила Балканский полуостров и вплотную приблизилась к владению австрийских Габсбургов. С одной стороны, турецкая угроза заставляла европейцев сплотиться, несмотря на межконфессиональные противоречия (в 16 – 17 вв. постоянно велись переговоры о совместном крестовом походе против турок австрийских, немецких, испанских, итальянских и русских войск). С другой стороны, европейские страны вступали и в союзы с турками: Франция – чтобы ослабить Габсбургов, Англия – ради прибыльной торговли.
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россиюи охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
«Рассуждение о методе» ДекартаСобственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определённым направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали[1].
Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века[2] В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
Содержание [скрыть] 1Сущность2Периодизация по Г. Мэю3Религия и мораль3.1Роспуск Общества Иисуса4Историческое значение5См. также6Примечания7Библиография8Ссылки9ЛитератураКрупнейшими государствами, доминировавшими в политике того времени, были Франция, Англия и габсбургская Испания. Францию со всех сторон окружали владения Габсбургов – испанских и австрийских. Между Францией и ними постоянно возникали территориальные споры. Крупнейшим из франко-испанских конфликтов стали Итальянские войны, в которые были втянутые итальянские государства и немецкие княжества.
Острые противоречия возникли в 16 в. между Англией и Испанией, правители этих государств были одержимы идеей - построить всемирную католическую монархию. В таких условиях чрезмерное усиление одной из трех держав немедленно вызывало сближение двух других, а к ним, в свою очередь, примыкали государства-соседи.
Из-за возникшей ситуации политических противовесов система получила название европейского баланса. Однако сохранять баланс было сложно. На политической карте появлялись новые государства, страны со сменой государя получали иную религию – все это нарушало стабильность в Европе. В начале 17 в. существенную роль стала играть Швеция, подчинившая Норвегию и Финляндию и боровшаяся за польские датские, и прибалтийские земли. Другой важный фактор – проникновение в Европу нового опасного соседа: Османская империя, занимавшая огромные пространства Азии и Африки, покорила Балканский полуостров и вплотную приблизилась к владению австрийских Габсбургов. С одной стороны, турецкая угроза заставляла европейцев сплотиться, несмотря на межконфессиональные противоречия (в 16 – 17 вв. постоянно велись переговоры о совместном крестовом походе против турок австрийских, немецких, испанских, итальянских и русских войск). С другой стороны, европейские страны вступали и в союзы с турками: Франция – чтобы ослабить Габсбургов, Англия – ради прибыльной торговли.