В начале XIX века уже само царское правительство осознало вред крепостного права и пыталось найти пути решения "крестьянского вопроса". Но оно смогло пойти на отмену крепостного права только в 1861 г. Налицо были причины, заставившие помещиков и правительство пойти на эту меру. В экономической сфере - нарастание, как было ранее отмечено, кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян. В социальной сфере - усиление протеста крестьян против крепостничества, выразившееся в увеличенном с каждым десятилетием царствования Александра II численности крестьянских волнений: если за 1831 - 1840 гг. было зафиксировано 328 волнений, а за 1841 - 1850 гг. - 545, то за 1851 - 1860 гг. - уже 1010 волнений.
В период рабовладения, когда христианство только возникло, оно стало отдушиной для угнетенных народов. Постепенно эта религия превращалась в мощное орудие для власти. Христианство принимали не только угнетенные, но и совершенно сознательно и богатое население исповедующих эту веру стран. Восточные славяне жили в совершенно иных условиях. Элемент искупления остался им чужд. Уже позднее произошло постепенное слияние « днепровской религии с византийским христианством». Это случилось тогда, когда церковь взамен языческим культурам выдвинула своих и взяла часть языческих обрядов в христианство, наделила ангелов «специальными функциями», а болезни и несчастья она приписала действию бесов, для борьбы с которыми были составлены особые церковные заклинания. «Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединились с первобытным культом мертвых».
В самой Киевской Руси принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, в то время, как в языческие времена они считались признаками доблести. Вспомним: Владимир, прежде чем сесть на киевский постол, убил двух своих братьев. Его никто не осудил, более того- его поступки считались правильными. Но уже после смерти Владимира убийство Святополком Окаянным детей Анны Бориса и Глеба сделали первого презренным князем, а его убитых братьев – святыми.
Бедные получили духовное утешение: ведь это они, а не знать, были любимцами Бога, их полный лишний путь прямо в рай. Одновременно христианство освящало и власть монарха: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».
Огромное значение оказывало православие на формирование менталитета древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно- культурной, этической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни и устраненность от светской власти. Православное мировоззрение – понимание смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве, коллективном движении к лучшему будущему, социальной справедливости. Неудивительно поэтому, что для русского человека духовность всегда значит больше, чем рационализм и политизированность.
В начале XIX века уже само царское правительство осознало вред крепостного права и пыталось найти пути решения "крестьянского вопроса". Но оно смогло пойти на отмену крепостного права только в 1861 г. Налицо были причины, заставившие помещиков и правительство пойти на эту меру. В экономической сфере - нарастание, как было ранее отмечено, кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян. В социальной сфере - усиление протеста крестьян против крепостничества, выразившееся в увеличенном с каждым десятилетием царствования Александра II численности крестьянских волнений: если за 1831 - 1840 гг. было зафиксировано 328 волнений, а за 1841 - 1850 гг. - 545, то за 1851 - 1860 гг. - уже 1010 волнений.
Правящие круги опасались угрозы превращения разрозненных крестьянских битв во "вторую пугачевщину".
В период рабовладения, когда христианство только возникло, оно стало отдушиной для угнетенных народов. Постепенно эта религия превращалась в мощное орудие для власти. Христианство принимали не только угнетенные, но и совершенно сознательно и богатое население исповедующих эту веру стран. Восточные славяне жили в совершенно иных условиях. Элемент искупления остался им чужд. Уже позднее произошло постепенное слияние « днепровской религии с византийским христианством». Это случилось тогда, когда церковь взамен языческим культурам выдвинула своих и взяла часть языческих обрядов в христианство, наделила ангелов «специальными функциями», а болезни и несчастья она приписала действию бесов, для борьбы с которыми были составлены особые церковные заклинания. «Наконец, византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и воскресении легко соединились с первобытным культом мертвых».
В самой Киевской Руси принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи, в то время, как в языческие времена они считались признаками доблести. Вспомним: Владимир, прежде чем сесть на киевский постол, убил двух своих братьев. Его никто не осудил, более того- его поступки считались правильными. Но уже после смерти Владимира убийство Святополком Окаянным детей Анны Бориса и Глеба сделали первого презренным князем, а его убитых братьев – святыми.
Бедные получили духовное утешение: ведь это они, а не знать, были любимцами Бога, их полный лишний путь прямо в рай. Одновременно христианство освящало и власть монарха: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».
Огромное значение оказывало православие на формирование менталитета древнерусского общества. В отличие от католичества, оно в большей мере было художественно- культурной, этической системой ценностей, чем политической. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни и устраненность от светской власти. Православное мировоззрение – понимание смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве, коллективном движении к лучшему будущему, социальной справедливости. Неудивительно поэтому, что для русского человека духовность всегда значит больше, чем рационализм и политизированность.