Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:
1. Авилум – полноправные граждане.
2. Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.
3. Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.
Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.
Но в первую очередь, законы Хаммурапи защищали интересы самого царя, ибо он признавался главным распорядителем всей земли в государстве, а порча царского имущества всегда влекла за собой смерть правонарушителя.
Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания. Судопроизводство определялось принципом талиона (око за око). Такие законы достаточно кровавы, но зато действенны:
• За укрывательство беглого раба – смерть
• За мародерство – смерть
• Прелюбодеяние карается смертью
• За лжесвидетельство в суде – смерть
• Ограбление влечет наказание – смерть и т.п.
Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.
Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:
1. Авилум – полноправные граждане.
2. Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.
3. Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.
Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.
Но в первую очередь, законы Хаммурапи защищали интересы самого царя, ибо он признавался главным распорядителем всей земли в государстве, а порча царского имущества всегда влекла за собой смерть правонарушителя.
Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания. Судопроизводство определялось принципом талиона (око за око). Такие законы достаточно кровавы, но зато действенны:
• За укрывательство беглого раба – смерть
• За мародерство – смерть
• Прелюбодеяние карается смертью
• За лжесвидетельство в суде – смерть
• Ограбление влечет наказание – смерть и т.п.
Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.