Впродовж тисячі років після падіння Риму (500-1500 рр.) християнська Церква була єдиним духовним та релігійним монополістом в межах всього Європейського континенту. В ті часи релігія була домінуючим чинником розвитку суспільства. Церква на середньовічному заході була фактично державою. Вона мала свої порядки, свої закони і своїх людей. В католицькій церкві з самого початку заложилася жорстка централізація влади. Величезний вплив у ній належав Папі Римському. Католицька церква предендувала на першорядну роль у життях людей.
Пояснення:
Християнська Церква об'єднувала християн у святу спільноту. Через церкву передавалися таїнства та благодать.
Если, погрузившись в тьму веков, попытаться представить, как выглядел древний город Мохши, то можно увидеть такую картину. Проезжая мимо низеньких изб мордовских и буртасских деревень, средневековый путешественник вдруг попадает в большой город, где шумят базары, скачут военные отряды, перебираются с места на место посольства. В самом центре можно видеть большую Соборную мечеть из белого резного известняка. Возле мечети располагается небольшое мусульманское кладбище. Ранним утром над городом слышится голос муэдзина, который с минарета призывает мусульман на молитву, и они тянутся по улицам, сходящимся к мечети. Вскоре оживает и многоголосый, разноязыкий, по-восточному пестрый базар. Здесь можно встретить и русского купца, и персидского торговца. Каких только монет здесь нет. Это дирхемы из столиц Золотой Орды — городов Сарая, Нового Сарая, а также Полистана, Увека и др. За базарной площадью находится караван-сарай площадью 400 кв. м. Для гостей созданы лучшие для средневекового города удобства — водопровод, отопление, мусорные ямы. Рядом работает для приезжих общественная кирпичная баня с централизованным горячим водоснабжением. Здесь же располагаются и производственные комплексы — гончарные и кузнечные мастерские. Ремесленники изготавливают высококачественные изделия: от топоров, оружия и горшков с зеленой поливой и голубой глазурью до замков, шкатулок и украшений. Город застроен усадьбами с кирпичными жилыми домами, надворными постройками, личными банями. На окраине города в районе под названием Мизгить находится мусульманское кладбище с мечетью и мавзолеями из кирпича. Мавзолеи самые разнообразные: одни состоят из четырех комнат, другие из одной. Разным было и количество погребенных, но все сделано строго по мусульманским обычаям. К середине XIV уже не было никаких крепостных укреплений, как и в других золотоордынских городах, поэтому поселение раскинулось на большой территории. Нашлось здесь место и для монетного двора, который сначала чеканил медные монеты — пулы — с надписью «Нрджн» , а с 1313 г. и серебряные дирхемы. Чеканка мохшинских монет была грубой и они практически не имели орнамента. На монетах встречаются имена ханов Токты, Узбека, Кильдибека, Тогая, Пулад-Тимура. Пережив в 30- 50-х гг. вершину своего развития, Мохши, с началом в Золотой Орде феодальных войн или, как писали русские летописи, «замятни великой» , оказался яблоком раздора. Частая смена ханов привела к развалу Орды, и город стал столицей улуса Мохши. На Руси это княжество получило название «Наручадская Орда» . В 1361 г. город захватил хан Тогай. В 1365 г. он предпринял удачный поход на Рязанское княжество, но на обратном пути у Шишовского леса был разбит русской дружиной и вынужден был бежать. Пришлось покинуть ему и город Мохши. В 1367 году город попал под власть Пулад-Тимура, но ненадолго, так как правящая верхушка Мохши решила заключить союз с Рязанью. Ориентации на русские земли и потеря традиционных связей с южными и восточными городами и государствами, чьи монеты перестали поступать в город из-за военных столкновений внутри Золотой Орды. Но остаться в стороне Мохши не удалось. В 1378 г. он подвергся разорению отрядами Арабшаха, а спустя четыре года — и воинами Тохтамыша. Нет сомнений, что в эти годы город переживал тяжелые времена. Приходило в упадок ремесло и строительство, люди покидали насиженные места и уходили на более безопасные земли, как правило, на север. Последний удар по существованию города Мохши нанес хан Тамерлан, который в 1395 г. во время погони за Тохтамышем уничтожил город. Пришел в упадок и весь улус. Крупные феодалы постепенно уходили из Наручадской Орды и поступали на службу к московским князьям. Это были родоначальники таких известных впоследствии в России фамилий, как Апраксины, Хитровы, Голицыны, Татищевы и другие.
Відповідь:
Впродовж тисячі років після падіння Риму (500-1500 рр.) християнська Церква була єдиним духовним та релігійним монополістом в межах всього Європейського континенту. В ті часи релігія була домінуючим чинником розвитку суспільства. Церква на середньовічному заході була фактично державою. Вона мала свої порядки, свої закони і своїх людей. В католицькій церкві з самого початку заложилася жорстка централізація влади. Величезний вплив у ній належав Папі Римському. Католицька церква предендувала на першорядну роль у життях людей.
Пояснення:
Християнська Церква об'єднувала християн у святу спільноту. Через церкву передавалися таїнства та благодать.