Истоки репрессивной политики Советского государства многие исследователи относят к первому послереволюционному периоду. Сразу после Октябрьских событий в стране разворачивается длительная и кровопролитная гражданская война. А неизбежным ее спутником становится террор… В 30-е гг. ХХ в. наблюдается относительное ослабление репрессивной политики и начало восстановления справедливости в отношении невинно осужденных граждан с 1938-1939 гг. Именно тогда рядом распоряжений партии и правительства, опять таки сек- ретных, массовые аресты были приостановлены, стали не только пересматриваться уго- ловные дела и прекращаться за отсутствием события или состава преступления, но и вы- носиться оправдательные приговоры. И здесь возникает закономерный вопрос: почему массовые репрессии и чистки прекратились, и почему Сталин пошел на этот шаг? В результате массовых политических репрессий, пик которых пришелся на 1937-1938 гг., в руководстве партии произошло полное перераспределение власти из рук старой гвар- дии в руки партийной молодежи, выдвинутой непосредственно Сталиным, достигшим, на- конец, самой высшей власти. В ходе социальных потрясений невиданных до этого масштабов возникла новая иерархическая социальная структура, основанная на системе партийных но- менклатурных назначений. Каждый мог рассчитывать на продвижение по службе, потому что ежедневно кого-нибудь вырывали из обыденной жизни, и его место занимал другой. Не- опытные и часто очень молодые представители новой элиты получили необъятную власть, но им все еще недоставало традиций и легитимности. В известном смысле самым опасным врагом нового класса был его создатель Сталин и контролируемые им органы государствен- ной безопасности. Несомненно, были достигнуты и другие цели «большой чистки»: уничто- жены многие инакомыслящие и сомневающиеся, запугано общество в целом. Объекты быст- ро растущей индустрии НКВД получили сотни тысяч новых рабов. Одновременно, массовые аресты нанесли тяжелый урон промышленности, сель- скому хозяйству, работе партийного и советского аппарата. Они достигли такого размаха, что начали угрожать научно-промышленному и военному потенциалу страны. Сказыва- лись репрессии и на политических настроениях в стране. Единственно разумным реше- нием в сложившихся обстоятельствах условиях была попытка овладеть ситуацией. По- этому наблюдаются признаки некоторого относительного ослабления репрессивной по- литики в течение всего 1938 г.
И здесь возникает закономерный вопрос: почему массовые репрессии и чистки прекратились, и почему Сталин пошел на этот шаг?
В результате массовых политических репрессий, пик которых пришелся на 1937-1938 гг., в руководстве партии произошло полное перераспределение власти из рук старой гвар- дии в руки партийной молодежи, выдвинутой непосредственно Сталиным, достигшим, на- конец, самой высшей власти. В ходе социальных потрясений невиданных до этого масштабов возникла новая иерархическая социальная структура, основанная на системе партийных но- менклатурных назначений. Каждый мог рассчитывать на продвижение по службе, потому что ежедневно кого-нибудь вырывали из обыденной жизни, и его место занимал другой. Не- опытные и часто очень молодые представители новой элиты получили необъятную власть, но им все еще недоставало традиций и легитимности. В известном смысле самым опасным врагом нового класса был его создатель Сталин и контролируемые им органы государствен- ной безопасности. Несомненно, были достигнуты и другие цели «большой чистки»: уничто- жены многие инакомыслящие и сомневающиеся, запугано общество в целом. Объекты быст- ро растущей индустрии НКВД получили сотни тысяч новых рабов.
Одновременно, массовые аресты нанесли тяжелый урон промышленности, сель- скому хозяйству, работе партийного и советского аппарата. Они достигли такого размаха, что начали угрожать научно-промышленному и военному потенциалу страны. Сказыва- лись репрессии и на политических настроениях в стране. Единственно разумным реше- нием в сложившихся обстоятельствах условиях была попытка овладеть ситуацией. По- этому наблюдаются признаки некоторого относительного ослабления репрессивной по- литики в течение всего 1938 г.