1. Алихан Нурмухамедович Букейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского правительства Алаш-Орда, учёный-энциклопедист, основоположник казахского краеведения, талантливый публицист. Алихан Букейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.
2. Алихан Букейханов оставил очень богатое, бесценное наследие. Одна лишь его публицистика насчитывает более тысячи статей, очерков и заметок, опубликованных в более чем 50 газетах и журналах, ряд фундаментальных научных трудов, очерков по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе и другим отраслям знаний до и после Октябрьского переворота. В последние годы увидели свет многие научные исследования и публицистические статьи Алихана Букейхана, долгие годы бывшие под запретом. По свидетельству ученых Оксфордского университета, занимающихся исследованием жизни и деятельности Букейхана, он «…играл ведущую роль в своих исследованиях в развитии литературы и казахской прессы»
3. После роспуска Первой Государственной Думы, лишенный возможности привлечь внимание к проблемам казахского народа, он пытается сделать это через российскую печать. В «Сибирских вопросах» появляются его статьи «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен», которые убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство – не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. Также Букейханов раскрывает факты искажений результатов исследования хозяйств о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами, убеждает, что переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев.
4. Алихан Букейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа. Он оставил очень богатое и бесценное наследие. Его вклад в жизнь казахского общества есть незаменимым по сей день.
«Когда было сотворено сверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-Каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства древнетюркских племен, их государств и языков, замечательный письменный источник VIII века – руническая надпись в честь Куль-Тегина.
Что же стояло в реальной истории за словами первого тюркского летописца?
В I тысячелетии н. э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях. В это время возникли крупные этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных наций. Тогда же на новую ступень поднялась духовная культура степняков: широко распространилась древнетюркская письменность, появилась запечатленная на письме тюркская литература; тюркские племена приобщились к великим религиям того времени – буддизму, манихейству, христианству, исламу, освоили достижения иных цивилизаций.
В условиях кочевого быта была создана самобытная и своеобразная культура.
Тюркская культура образовалась не на пустом месте, она вобрала в себя все культурные достижения, органично вписывавшиеся в ее систему ценностей. Единство и преемственность в истории и культуре евразийских племенных формирований, возникших в начале бронзового века и достигших расцвета в скифо-сакское время, с наступлением древнетюркской истории не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические тона.
К сожалению, время оставило нам минимум информации о наших далеких предках, а та малая толика, что дошла через века, лишь отчасти отражает картины исторического
Один из методов исторического познания – научная реконструкция, воссоздание предмета в его первоначальном виде. Это многогранная работа, которой предшествует серьезное и кропотливое изучение источников. К реконструкции артефактов древнетюркской эпохи неоднократно обращался извест-ный российский ученый М. В. Горелик. В неполном перечне его работ – реконструкция комплексов одежды, боевого вооружения, знамен, выполненные в полном соответствии с технологией и спецификой того времени.
По заказу Центрального государственного музея Республики Казахстан М. В. Гореликом было реконструировано тюркское знамя. Исследователь работал на основе стенописей из восточного Туркестана и икон из Дуньхуана, а также серебряной головы хищника согдийской работы VII века, хранящихся в Эрмитаже. В орнаментике полотнища мастер использовал узоры согдийских и китайских тканей VII–VIII веков.
Знамя венчает навершие в виде головы волка. В мифологическом сознании древних тюрков, как и многих народов мира, животные выступают как один из вариантов мифологического кода – зооморфного, отдельные элементы которого имеют постоянно закрепленное за ним значение. Знание родословных и специальное изучение их издавна было характерно для центральноазиатских народов. Многие из них называли своим родоначальником того или иного зверя. Что касается тюрков, то во все времена для них особый смысл имел именно образ волка.
В 1968 году в Монголии был открыт эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата – стела с согдоязычной надписью из Бугута. В навершии памятника изображен волк, под которым лежит человек с обрубленными ногами и руками. Согласно тюркской легенде, записанной в VI веке китайскими источниками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени, уцелел лишь девятилетний мальчик, без рук и ног, которого и выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой.
1. Алихан Нурмухамедович Букейханов – видный общественный и государственный деятель, организатор и лидер национально-демократической партии «Алаш», глава первого казахского правительства Алаш-Орда, учёный-энциклопедист, основоположник казахского краеведения, талантливый публицист. Алихан Букейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.
2. Алихан Букейханов оставил очень богатое, бесценное наследие. Одна лишь его публицистика насчитывает более тысячи статей, очерков и заметок, опубликованных в более чем 50 газетах и журналах, ряд фундаментальных научных трудов, очерков по истории Казахстана, антропологии, земледелию, животноводству, литературе и другим отраслям знаний до и после Октябрьского переворота. В последние годы увидели свет многие научные исследования и публицистические статьи Алихана Букейхана, долгие годы бывшие под запретом. По свидетельству ученых Оксфордского университета, занимающихся исследованием жизни и деятельности Букейхана, он «…играл ведущую роль в своих исследованиях в развитии литературы и казахской прессы»
3. После роспуска Первой Государственной Думы, лишенный возможности привлечь внимание к проблемам казахского народа, он пытается сделать это через российскую печать. В «Сибирских вопросах» появляются его статьи «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», «Отчуждение киргизских орошаемых пашен», которые убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство – не прихоть казахов, не дань «природной лени», а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. Также Букейханов раскрывает факты искажений результатов исследования хозяйств о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами, убеждает, что переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев.
4. Алихан Букейханов всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа. Он оставил очень богатое и бесценное наследие. Его вклад в жизнь казахского общества есть незаменимым по сей день.
«Когда было сотворено сверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-Каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа». Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства древнетюркских племен, их государств и языков, замечательный письменный источник VIII века – руническая надпись в честь Куль-Тегина.
Что же стояло в реальной истории за словами первого тюркского летописца?
В I тысячелетии н. э. началось постепенное изменение этнической среды в евразийских степях. В это время возникли крупные этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных наций. Тогда же на новую ступень поднялась духовная культура степняков: широко распространилась древнетюркская письменность, появилась запечатленная на письме тюркская литература; тюркские племена приобщились к великим религиям того времени – буддизму, манихейству, христианству, исламу, освоили достижения иных цивилизаций.
В условиях кочевого быта была создана самобытная и своеобразная культура.
Тюркская культура образовалась не на пустом месте, она вобрала в себя все культурные достижения, органично вписывавшиеся в ее систему ценностей. Единство и преемственность в истории и культуре евразийских племенных формирований, возникших в начале бронзового века и достигших расцвета в скифо-сакское время, с наступлением древнетюркской истории не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические тона.
К сожалению, время оставило нам минимум информации о наших далеких предках, а та малая толика, что дошла через века, лишь отчасти отражает картины исторического
Один из методов исторического познания – научная реконструкция, воссоздание предмета в его первоначальном виде. Это многогранная работа, которой предшествует серьезное и кропотливое изучение источников. К реконструкции артефактов древнетюркской эпохи неоднократно обращался извест-ный российский ученый М. В. Горелик. В неполном перечне его работ – реконструкция комплексов одежды, боевого вооружения, знамен, выполненные в полном соответствии с технологией и спецификой того времени.
По заказу Центрального государственного музея Республики Казахстан М. В. Гореликом было реконструировано тюркское знамя. Исследователь работал на основе стенописей из восточного Туркестана и икон из Дуньхуана, а также серебряной головы хищника согдийской работы VII века, хранящихся в Эрмитаже. В орнаментике полотнища мастер использовал узоры согдийских и китайских тканей VII–VIII веков.
Знамя венчает навершие в виде головы волка. В мифологическом сознании древних тюрков, как и многих народов мира, животные выступают как один из вариантов мифологического кода – зооморфного, отдельные элементы которого имеют постоянно закрепленное за ним значение. Знание родословных и специальное изучение их издавна было характерно для центральноазиатских народов. Многие из них называли своим родоначальником того или иного зверя. Что касается тюрков, то во все времена для них особый смысл имел именно образ волка.
В 1968 году в Монголии был открыт эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата – стела с согдоязычной надписью из Бугута. В навершии памятника изображен волк, под которым лежит человек с обрубленными ногами и руками. Согласно тюркской легенде, записанной в VI веке китайскими источниками, предки тюрков, «жившие на краю большого болота», были истреблены воинами соседнего племени, уцелел лишь девятилетний мальчик, без рук и ног, которого и выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой.
Объяснение: