Литва, Польша, Швеция Дания и Россия - главные соперники в вопросе выхода к Балтийскому морю. После взятия Казани Иоан Грозный обратил свой взгляд на развитие торговли и безопасности границ государства. Взгляд его пал на Балтийское море.
Поводом для начала войны послужила неуплата Ливонским орденом дани, которую Юрьевское (или Дерптское) епископство обязалось платить по мирному договору 1554 года.
В 1558 году русские войска вторглись в Ливонию.
На первом этапе войны (1558-1561) были взяты несколько городов и замков, в том числе такие значимые, как Нарва, Дерпт, Юрьев.
Россия взяла паузу в войне, и собрала экспедицию в Крым, чем и воспользовался Ливонский орден - собрав силы, он нанёс удар по русским войскам.
Россия не добилась результатов в войне против Крымского ханства и упустила благоприятные возможности для победы в Ливонии. В 1561 году магистр Кетлер подписал договор, по которому Орден перешел под протекторат Литвы и Польши.
Москва заключила мир с Крымом, но теперь удачный момент для победы над Орденом был упущен - Орден расширил своё влияние на Данию и Швецию, и теперь главные вопрос стоял в противостоянии польско-литовскому королю.
Второй этап войны (1562-1578) для России с переменным успехом.
Высшим достижением России в Ливонской войне было овладение Полоцком в феврале 1563 года, после чего последовали военные неудачи и бесплодные переговоры. Крымский хан отказался от союза с Москвой.
В 1566 году в Москву приехали литовские послы с предложением перемирия и с тем, чтобы за Москвой оставались Полоцк и часть Ливонии. Иван Грозный требовал всей Ливонии. Такие требования были отклонены, и литовский король Сигизмунд Август возобновил войну с Россией.
В 1568 году Швеция расторгла заключенный ранее союз с Россией. Англия отказалась подписывать разработанный русскими дипломатами союзный договор. В 1569 году Польша и Литва объединились в единое государство – Речь Посполитую. России пришлось продолжать Ливонскую войну без союзников в самых неблагоприятных условиях.
Однако и Речь Посполитая, и Россия одинаково нуждались в мире, поэтому обе страны заключили в 1570 году трехлетнее перемирие.
В это время Россия вела военные действия со шведами, прибегнув к Дании. Иван Грозный решил из завоеванных земель создать вассальное Ливонское королевство, на трон которого было обещано посадить датского принца Магнуса, женатого на царской племяннице. Он пробовал изгнать шведов из Ревеля (Эстония) в начале 1577 года, но осада была неудачной. Затем Швеция заключила мир с Данией.
После смерти Сигизмунда Августа в 1572 году в Речи Посполитой начался период бескоролевья. В борьбе претендентов за престол победу одержал трансильванский князь Стефан Баторий в 1576 году. Он создал антирусский союз и собрал значительную армию.
Третий этап Ливонской войны (1679-1583) начался с вторжения польского короля Стефана Батория в Россию. Одновременно России пришлось вести борьбу и со Швецией. Впервые за все время Ливонской войны противники России фактически объединили свои военные усилия.
В августе 1579 года армия Батория завоевала Полоцк, а через год Великие Луки и другие города. В попытке взять Псков Баторий потерпел самую крупную неудачу в войне с Россией. Тем временем военные действия продолжались в Ливонии и Эстонии, где шведы отняли у русских города Падис, Везенберг, а также Кексгольм в Карелии, а 9 сентября 1581 года Швеция овладела Нарвой, затем пали Ивангород, Ям, Копорье.
Смысла воевать больше не было с Ливонией после утрата Нарвы.
Две войны - сложно вести. Потому, царь пошел на перемирие с Баторием, дабы сосредоточить силы на отвоевывание Нарвы. Но и это было не достигнуто.
Итог - два мирных договора в ущерб России.
15 января 1582 года. Россия и Польша. Ям Запольский договор о 10-летнем перемирии. Россия уступила Польше все свои владения в Ливонии, а Баторий возвратил России завоеванные им крепости и города, но удержал за собой Полоцк.
Август 1583 года. Швеция и Россия. Плюсский договор о перемирии на три года. Шведы удержали за собой все захваченные русские города. Россия сохранила участок побережья Финского залива с устьем Невы.
Россия не вышло к Балтийскому морю. Главной задачей было присоединение Ливонии, чтобы остановить многовековой «натиск на восток» со стороны Ватикана для порабощения Руси.
Причина поражения - слабость России в экономическом плане, отсталость русской армии в развитии от европейской и политика Иоана Грозного, который хотел "всё и сразу".
Школьное обучение в Риме давалось в тривиальных школах.Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами.Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице, во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум – перекресток. Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать грамматический идеал образования. На второй план отходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати – нобилей – продолжало господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.
Ливонская война (1558-1583)
Литва, Польша, Швеция Дания и Россия - главные соперники в вопросе выхода к Балтийскому морю. После взятия Казани Иоан Грозный обратил свой взгляд на развитие торговли и безопасности границ государства. Взгляд его пал на Балтийское море.Поводом для начала войны послужила неуплата Ливонским орденом дани, которую Юрьевское (или Дерптское) епископство обязалось платить по мирному договору 1554 года.
В 1558 году русские войска вторглись в Ливонию.
На первом этапе войны (1558-1561) были взяты несколько городов и замков, в том числе такие значимые, как Нарва, Дерпт, Юрьев.
Россия взяла паузу в войне, и собрала экспедицию в Крым, чем и воспользовался Ливонский орден - собрав силы, он нанёс удар по русским войскам.
Россия не добилась результатов в войне против Крымского ханства и упустила благоприятные возможности для победы в Ливонии. В 1561 году магистр Кетлер подписал договор, по которому Орден перешел под протекторат Литвы и Польши.
Москва заключила мир с Крымом, но теперь удачный момент для победы над Орденом был упущен - Орден расширил своё влияние на Данию и Швецию, и теперь главные вопрос стоял в противостоянии польско-литовскому королю.
Второй этап войны (1562-1578) для России с переменным успехом.
Высшим достижением России в Ливонской войне было овладение Полоцком в феврале 1563 года, после чего последовали военные неудачи и бесплодные переговоры. Крымский хан отказался от союза с Москвой.
В 1566 году в Москву приехали литовские послы с предложением перемирия и с тем, чтобы за Москвой оставались Полоцк и часть Ливонии. Иван Грозный требовал всей Ливонии. Такие требования были отклонены, и литовский король Сигизмунд Август возобновил войну с Россией.
В 1568 году Швеция расторгла заключенный ранее союз с Россией. Англия отказалась подписывать разработанный русскими дипломатами союзный договор. В 1569 году Польша и Литва объединились в единое государство – Речь Посполитую. России пришлось продолжать Ливонскую войну без союзников в самых неблагоприятных условиях.
Однако и Речь Посполитая, и Россия одинаково нуждались в мире, поэтому обе страны заключили в 1570 году трехлетнее перемирие.
В это время Россия вела военные действия со шведами, прибегнув к Дании. Иван Грозный решил из завоеванных земель создать вассальное Ливонское королевство, на трон которого было обещано посадить датского принца Магнуса, женатого на царской племяннице. Он пробовал изгнать шведов из Ревеля (Эстония) в начале 1577 года, но осада была неудачной. Затем Швеция заключила мир с Данией.
После смерти Сигизмунда Августа в 1572 году в Речи Посполитой начался период бескоролевья. В борьбе претендентов за престол победу одержал трансильванский князь Стефан Баторий в 1576 году. Он создал антирусский союз и собрал значительную армию.
Третий этап Ливонской войны (1679-1583) начался с вторжения польского короля Стефана Батория в Россию. Одновременно России пришлось вести борьбу и со Швецией. Впервые за все время Ливонской войны противники России фактически объединили свои военные усилия.
В августе 1579 года армия Батория завоевала Полоцк, а через год Великие Луки и другие города. В попытке взять Псков Баторий потерпел самую крупную неудачу в войне с Россией. Тем временем военные действия продолжались в Ливонии и Эстонии, где шведы отняли у русских города Падис, Везенберг, а также Кексгольм в Карелии, а 9 сентября 1581 года Швеция овладела Нарвой, затем пали Ивангород, Ям, Копорье.
Смысла воевать больше не было с Ливонией после утрата Нарвы.
Две войны - сложно вести. Потому, царь пошел на перемирие с Баторием, дабы сосредоточить силы на отвоевывание Нарвы. Но и это было не достигнуто.
Итог - два мирных договора в ущерб России.
15 января 1582 года. Россия и Польша. Ям Запольский договор о 10-летнем перемирии. Россия уступила Польше все свои владения в Ливонии, а Баторий возвратил России завоеванные им крепости и города, но удержал за собой Полоцк.
Август 1583 года. Швеция и Россия. Плюсский договор о перемирии на три года. Шведы удержали за собой все захваченные русские города. Россия сохранила участок побережья Финского залива с устьем Невы.
Россия не вышло к Балтийскому морю. Главной задачей было присоединение Ливонии, чтобы остановить многовековой «натиск на восток» со стороны Ватикана для порабощения Руси.
Причина поражения - слабость России в экономическом плане, отсталость русской армии в развитии от европейской и политика Иоана Грозного, который хотел "всё и сразу".
Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать грамматический идеал образования. На второй план отходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики практически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати – нобилей – продолжало господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.