Первым этапом стало прониковение в Северо-Восточную Русь в IX—X веках славянских поселенцев, при котором представители отдельных племён начали осваивать те или иные территории. Главными путями миграции в условиях отсутствия дорог служили реки[3][4].
По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникатькривичи, составившие этническую основу Суздальского ополья[5]. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникатьильменские словене[6], позже составившие этническую основу В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян[4] а также донских славян. Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке.
Промежуточный результат племенной колонизации в начале X века
Граница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы[4]. Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме. В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки. На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, будучи таким образом преимущественно кривичским[5].
Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств. Это был, с одной стороны, уже упомянутый средневековый климатический оптимум, который обеспечивал стабильную сельскохозяйственную базу, с другой стороны — развитие международной торговли и высокий спрос на истощившуюся в других областях Русипушнину, игравшую роль главного прибавочного продукта и источника накопления богатств[1]. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать подальше от княжеской власти представителей племён, желавших сохранить верность язычеству[4].
Первым этапом стало прониковение в Северо-Восточную Русь в IX—X веках славянских поселенцев, при котором представители отдельных племён начали осваивать те или иные территории. Главными путями миграции в условиях отсутствия дорог служили реки[3][4].
По Волге на север и восток Волго-Окского междуречья начали проникатькривичи, составившие этническую основу Суздальского ополья[5]. В более северные земли, в том числе в регион Белого озера, стали проникатьильменские словене[6], позже составившие этническую основу В южной части Подмосковья и в Рязанской земле славянская колонизация шла, в основном, за счёт племени вятичей, хотя отмечается также некоторое участие радимичей и северян[4] а также донских славян. Вятичи продвинулись вниз по Оке в район Рязани, вышли на реку Проню, а также расселились вверх по Москве-реке.
Промежуточный результат племенной колонизации в начале X векаГраница ареала расселения вятичей и кривичей, судя по характерным для каждого из племён височным кольцам по водоразделу Москвы-реки и Клязьмы[4]. Таким образом, территория Москвы находилась в пределах вятичского расселения, о чём также свидетельствуют находки вятичских артефактов на Боровицком холме. В колонизации Суздальского ополья вятичи, однако, почти не участвовали, освоив лишь часть течения Оки. На нижнюю Оку, в район Мурома, славянское население проникло не с запада по Оке, а с севера по Нерли и Клязьме, будучи таким образом преимущественно кривичским[5].
Привлекательность Северо-Восточной Руси была обусловлена рядом обстоятельств. Это был, с одной стороны, уже упомянутый средневековый климатический оптимум, который обеспечивал стабильную сельскохозяйственную базу, с другой стороны — развитие международной торговли и высокий спрос на истощившуюся в других областях Русипушнину, игравшую роль главного прибавочного продукта и источника накопления богатств[1]. Немалую роль после крещения Руси сыграло также распространение христианства, заставлявшее бежать подальше от княжеской власти представителей племён, желавших сохранить верность язычеству[4].