В средние века люди не могли подчинить себе и культура грозные силы природы. Они были бес перед частыми стихийными бедствиями: засухами, наводнениями, повальными болезнями. Измученный нуждой и гнётом феодала, крестьянин обращал свой взор к небу, ожидая от бога. Церковь в средние века господствовала над умами и чувствами людей.
Книги в то время писали главным образом служители церкви. Монахи переписывали жизнеописания «святых». Они составляли также хроники - записи событий по годам (то же, что летописи).
Писались книги на очень дорогом материале - пергаменте. Над одной книгой в течение долгих лет трудилось много людей: одни писали текст, другие выводили заглавные буквы, третьи делали рисунки красками. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Лишь немногие, самые богатые люди могли их приобретать. Особенно редкие и ценные книги в библиотеках приковывали цепями к полкам.
Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви. Они должны были уметь читать церковные книги и знать молитвы. удной и тоскливой была школьная наука. И французы, и немцы, и англичане обучались на чужом для них латинском языке. На этом языке тогда писали книги и читали молитвы. Нередко на всю школу была только одна книга, учитель по очереди показывал её ученикам. У детей не старались вызвать интерес к знаниям, в учении царила зубрёжка. Знания вколачивали в учеников побоями. О человеке, получившем образование
удной и тоскливой была школьная наука. И французы, и немцы, и англичане обучались на чужом для них латинском языке. На этом языке тогда писали книги и читали молитвы. Нередко на всю школу была только одна книга, учитель по очереди показывал её ученикам. У детей не старались вызвать интерес к знаниям, в учении царила зубрёжка. Знания вколачивали в учеников побоями. О человеке, получившем образование, говорили, что «он вырос под розгой учителя».
Пойменная почва Месопотамии, удобряемая и орошаемая водами Тигра и Евфрата развитию земледелия. Вспашка производилась с тяжёлого плуга, в которого впрягали быков. На распространение рабского труда указывает тот факт, что в плуг иногда впрягали людей[3].
Развитие земледелия определялась искусственным орошением. Царь Хаммурапи уделял большое внимание ирригации. По его приказу был построен канал Нар-Хаммурапи — «богатство народа, приносящее изобилие воды Шумеру и Аккаду». Поддержание в порядке всей оросительной системы было обязанностью государства, каждый участок в отдельности содержали в порядке общины. В многочисленных письмах царь возлагал материальную ответственность на чиновников за орошение земель[4].
Для начала работы в поле вавилоняне орошали его. Затем пригоняли быков, топтавших землю. После этого поле боронили и рыхлили. Все комки разбивались молотками. Эта работала требовала тяжелого труда и большого количества работников. Она длилась десять дней и выполнялась как днём, так и ночью. Сев происходил при плуга-сеялки, рядом с которым шёл человек с мешком ячменя, кидавший через определённые промежутки времени. Когда ячмень начинал прорастать, крестьянин обязался богине сельскохозяйственных вредителей и принимал меры по разгону птиц. Далее он должен был полить всходы три раза на строго определённых стадиях. Крестьянин мог полить их в четвёртый раз в случае, когда опасность грибкового заболевания миновала[5].
Важное значение в хозяйстве царства имело разведение скота. Луга и степи региона были прекрасными пастбищами, где паслись стада. Государственная власть охраняла интересы богатых скотоводов. Значительная часть скота была сосредоточена в руках нескольких богачей, отдававших его внаём простым вавилонянам. Наниматель скота был ответственным за нанятых им животных и обязывался возмещать их хозяину убытки в случае причинения им ущерба, например, повреждения рогов или глаз. Пастухи также несли ответственность за изменения клейма или продажу украденного животного[3].
Книги в то время писали главным образом служители церкви. Монахи переписывали жизнеописания «святых». Они составляли также хроники - записи событий по годам (то же, что летописи).
Писались книги на очень дорогом материале - пергаменте. Над одной книгой в течение долгих лет трудилось много людей: одни писали текст, другие выводили заглавные буквы, третьи делали рисунки красками. Книг было мало, и стоили они очень дорого. Лишь немногие, самые богатые люди могли их приобретать. Особенно редкие и ценные книги в библиотеках приковывали цепями к полкам.
Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви. Они должны были уметь читать церковные книги и знать молитвы.
удной и тоскливой была школьная наука. И французы, и немцы, и англичане обучались на чужом для них латинском языке. На этом языке тогда писали книги и читали молитвы. Нередко на всю школу была только одна книга, учитель по очереди показывал её ученикам. У детей не старались вызвать интерес к знаниям, в учении царила зубрёжка. Знания вколачивали в учеников побоями. О человеке, получившем образование
удной и тоскливой была школьная наука. И французы, и немцы, и англичане обучались на чужом для них латинском языке. На этом языке тогда писали книги и читали молитвы. Нередко на всю школу была только одна книга, учитель по очереди показывал её ученикам. У детей не старались вызвать интерес к знаниям, в учении царила зубрёжка. Знания вколачивали в учеников побоями. О человеке, получившем образование, говорили, что «он вырос под розгой учителя».
Пойменная почва Месопотамии, удобряемая и орошаемая водами Тигра и Евфрата развитию земледелия. Вспашка производилась с тяжёлого плуга, в которого впрягали быков. На распространение рабского труда указывает тот факт, что в плуг иногда впрягали людей[3].
Развитие земледелия определялась искусственным орошением. Царь Хаммурапи уделял большое внимание ирригации. По его приказу был построен канал Нар-Хаммурапи — «богатство народа, приносящее изобилие воды Шумеру и Аккаду». Поддержание в порядке всей оросительной системы было обязанностью государства, каждый участок в отдельности содержали в порядке общины. В многочисленных письмах царь возлагал материальную ответственность на чиновников за орошение земель[4].
Для начала работы в поле вавилоняне орошали его. Затем пригоняли быков, топтавших землю. После этого поле боронили и рыхлили. Все комки разбивались молотками. Эта работала требовала тяжелого труда и большого количества работников. Она длилась десять дней и выполнялась как днём, так и ночью. Сев происходил при плуга-сеялки, рядом с которым шёл человек с мешком ячменя, кидавший через определённые промежутки времени. Когда ячмень начинал прорастать, крестьянин обязался богине сельскохозяйственных вредителей и принимал меры по разгону птиц. Далее он должен был полить всходы три раза на строго определённых стадиях. Крестьянин мог полить их в четвёртый раз в случае, когда опасность грибкового заболевания миновала[5].
Важное значение в хозяйстве царства имело разведение скота. Луга и степи региона были прекрасными пастбищами, где паслись стада. Государственная власть охраняла интересы богатых скотоводов. Значительная часть скота была сосредоточена в руках нескольких богачей, отдававших его внаём простым вавилонянам. Наниматель скота был ответственным за нанятых им животных и обязывался возмещать их хозяину убытки в случае причинения им ущерба, например, повреждения рогов или глаз. Пастухи также несли ответственность за изменения клейма или продажу украденного животного[3].