Старославянский язык в нашем случае символизирует универсальность (космополитизм) старого средневекового религиозного типа, французский язык – новую универсальность просветителей и империи Наполеона. Русский язык по происхождению является «естественным» языком «низших классов», следовательно, при нашем раскладе, он является продуктом светской культуры, заимствующей религиозные архетипы, и, таким образом связывает между собой средневековую и просветительскую парадигмы. Творчество Пушкина показывает, как язык становится подлинно национальным, вбирая, поглощая и ассимилируя два типа универсальности. Со времени Пушкина русская культура становится национальной культурой, но такая возможность появляется только в связи с актуализацией космополитизма в разных его проявлениях. Идея самоопределения, связанная с именем Лютера, реализует себя в национальном плане, когда универсальность «избранных», слившись с «демократической» универсальностью, подразумевающей самоопределение личности, ассимилируется низовой культурой, обнаруживающей в себе невиданные ранее творческие силы. В понятие человек цивилизованный входили такие качества, как образованность, культура, нравственность, человечность, духовность.