Продолжается развиваться устное эпическое искусство казахов. В конце XIII-XIV вв. появляется эпос «Кобланды батыр». В нем рассказывается о войне кыпчаков с ханом Ирана Газаном в 1297 г. По эпосу. Казан хан кызылбасов (иранцев), нападает на кыпчаков и захватывает города Сырлы и Кырлы. Кып-чакские батыры Караман Сейлулы, Каракозы, Аккозы, Косдаулет и Кобланды во главе с сороко-тысячной армией отправляются в поход, побеждают врага и освобождают родную землю.
В эпосах отразились не только внешнеполитические, но и внутренние события, происходившие в Улуг Улусе. Так, борьба Едиге и Токтамыса за власть в конце XIV в. легла в основу сюжета эпоса «Едиге батыр», возникшего, видимо, в начале XV в. В эпосе «Ер-Саин» рассказывается о подвигах Бату хана, изображенного народным героем. Примерно в ту же эпоху бытует героический эпос «Алпамыс» или «Алып-Манас».
Наука и религия
Развитие науки.Кроме художественной литературы в Казахстане в ХШ-начале XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история. Во второй половине XIII в. жил и творил известный ученый Хусам ад-Дин Хамили Барчынлыги. Он родился в городе Барчын-лыкенте, в низовьях Сырдарьи. Свои произведения Хусам ад-Дин писал на трех языках - кыпчакском, арабском и персидском.
Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши «Мулхакат ас-Сурах». Карши родился в Жетысу, в городе Алмалыке, путешествовал по Дешт-и-Кыпчаку и Мавераннахру. Его книга написана на арабском языке и содержит сведения о городах Алмалыке, Кашгаре, Дженте, Барчынлыкенте, о местных династиях, правителях, известных ученых. В Египте в XIV в. был написан научный трактат «Хулуса». Хотя автор и неизвестен, однако достоверно, что он был кыпчаком. Работа написана на арабском языке, основное содержание ее - описание военного искусства кыпчакских мамлюков Египта. Такого же содержания был и трактат «Мания ал Гузия».
В связи с широким выходом кыпчаков на международную арену и потребностью изучения тюркских языков, в частности, кыпчакского, как на территории Улуг Улуса, так и в Египте и Сибири, возникает множество филологических трудов, посвященных кыпчакам и их языку. «Кодекс Куманикус», «Терджуман турки уа араб», книги Абу-Хайяма, Жамал ал-Дина ат-Турки, Бейлика Ал-Кыпчаки.Религия
Религиозные представления ХШ-начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система-тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIVСартак, был крещен. вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек (Узбек) хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Не потерял значение и культ предков - аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевника.
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена - яссавия и накшбандия. Писались специальные трактаты на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право - шариат подробно описывались в книге «Китаб ад-Дагва», вышедшей в Египте в 1421 г. Эти книги были предназначены для знакомства кыпчаков с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.
В начале 1560-х гг. царь всея Руси Иван Грозный в управлении государством отходит от принципов сословно-представительной монархии, распуская Избранную раду. Для укрепления личной власти царя была введена опричнина. В период опричнины произошло деление государства на две части: опричнину, которой управлял царь, и земщину, которая содержала опричнину и подчинялась Боярской думе.
Введением опричнины в 1565г. Иван Грозный добился ликвидации пережитков феодальной раздробленности, однако её обратной стороной стала дезорганизация государственного аппарата, общее разорение государства, ослабление войска. Царские опричники были не защитить Москву от внешних врагов, что в конце концов заставило Ивана Грозного отказаться в 1572г. от опричнины.
Одним из последствий опричнины стало ускорение процесса государственного закрепощения крестьян. Установлены "заповедные лета" (1581), лишавшие крестьян права перехода в Юрьев день к другому землевладельцу.
По смерти царя Ивана lV Грозного в 1584г. престол отошёл его старшему сыну Фёдору-последнему Рюриковичу, которого поддержало большинство бояр. Фёдор был от природы слаб умом и царём он был лишь на словах: всем заправлял его шурин--брат жены Борис Годунов, который сосредоточил в своих руках такую власть, что иностранные державы считали его соправителем кроткого Фёдора; он реформировал внутреннюю и внешнюю политику, в 1590-е годы заключил выгодное перемирие с Польшей, провёл победоносную войну со Швецией, вернув России многое из потерянного Иваном Грозным в Ливонской войне (1558-1583)--пополнил казну и расширил выход к Балтийскому морю. Борис Годунов был столь деятелен, что казалось, всё в России охвачено его радением, поэтому по смерти царя Фёдора в 1598г., последнего представителя династии Рюриковичей, именно Годунов был выбран на царство...
Со смертью Фёдора пресеклась династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862г. --"пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием"; царём стал Борис Годунов.
Царь всея Руси с 1598 г. Борис Годунов был из рода, происходящего от татарского мурзы Чета, который принял в XlV в. в Орде крещение от митрополита Петра и поселился в России...
Эпическое искусство.
Продолжается развиваться устное эпическое искусство казахов. В конце XIII-XIV вв. появляется эпос «Кобланды батыр». В нем рассказывается о войне кыпчаков с ханом Ирана Газаном в 1297 г. По эпосу. Казан хан кызылбасов (иранцев), нападает на кыпчаков и захватывает города Сырлы и Кырлы. Кып-чакские батыры Караман Сейлулы, Каракозы, Аккозы, Косдаулет и Кобланды во главе с сороко-тысячной армией отправляются в поход, побеждают врага и освобождают родную землю.
В эпосах отразились не только внешнеполитические, но и внутренние события, происходившие в Улуг Улусе. Так, борьба Едиге и Токтамыса за власть в конце XIV в. легла в основу сюжета эпоса «Едиге батыр», возникшего, видимо, в начале XV в. В эпосе «Ер-Саин» рассказывается о подвигах Бату хана, изображенного народным героем. Примерно в ту же эпоху бытует героический эпос «Алпамыс» или «Алып-Манас».
Наука и религия
Развитие науки.Кроме художественной литературы в Казахстане в ХШ-начале XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история. Во второй половине XIII в. жил и творил известный ученый Хусам ад-Дин Хамили Барчынлыги. Он родился в городе Барчын-лыкенте, в низовьях Сырдарьи. Свои произведения Хусам ад-Дин писал на трех языках - кыпчакском, арабском и персидском.
Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши «Мулхакат ас-Сурах». Карши родился в Жетысу, в городе Алмалыке, путешествовал по Дешт-и-Кыпчаку и Мавераннахру. Его книга написана на арабском языке и содержит сведения о городах Алмалыке, Кашгаре, Дженте, Барчынлыкенте, о местных династиях, правителях, известных ученых. В Египте в XIV в. был написан научный трактат «Хулуса». Хотя автор и неизвестен, однако достоверно, что он был кыпчаком. Работа написана на арабском языке, основное содержание ее - описание военного искусства кыпчакских мамлюков Египта. Такого же содержания был и трактат «Мания ал Гузия».
В связи с широким выходом кыпчаков на международную арену и потребностью изучения тюркских языков, в частности, кыпчакского, как на территории Улуг Улуса, так и в Египте и Сибири, возникает множество филологических трудов, посвященных кыпчакам и их языку. «Кодекс Куманикус», «Терджуман турки уа араб», книги Абу-Хайяма, Жамал ал-Дина ат-Турки, Бейлика Ал-Кыпчаки.Религия
Религиозные представления ХШ-начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система-тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIVСартак, был крещен. вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек (Узбек) хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Кудай (христианский бог) были синонимами и выступали в одном лице. Не потерял значение и культ предков - аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевника.
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена - яссавия и накшбандия. Писались специальные трактаты на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право - шариат подробно описывались в книге «Китаб ад-Дагва», вышедшей в Египте в 1421 г. Эти книги были предназначены для знакомства кыпчаков с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.
Объяснение:
Объяснение:
В начале 1560-х гг. царь всея Руси Иван Грозный в управлении государством отходит от принципов сословно-представительной монархии, распуская Избранную раду. Для укрепления личной власти царя была введена опричнина. В период опричнины произошло деление государства на две части: опричнину, которой управлял царь, и земщину, которая содержала опричнину и подчинялась Боярской думе.
Введением опричнины в 1565г. Иван Грозный добился ликвидации пережитков феодальной раздробленности, однако её обратной стороной стала дезорганизация государственного аппарата, общее разорение государства, ослабление войска. Царские опричники были не защитить Москву от внешних врагов, что в конце концов заставило Ивана Грозного отказаться в 1572г. от опричнины.
Одним из последствий опричнины стало ускорение процесса государственного закрепощения крестьян. Установлены "заповедные лета" (1581), лишавшие крестьян права перехода в Юрьев день к другому землевладельцу.
По смерти царя Ивана lV Грозного в 1584г. престол отошёл его старшему сыну Фёдору-последнему Рюриковичу, которого поддержало большинство бояр. Фёдор был от природы слаб умом и царём он был лишь на словах: всем заправлял его шурин--брат жены Борис Годунов, который сосредоточил в своих руках такую власть, что иностранные державы считали его соправителем кроткого Фёдора; он реформировал внутреннюю и внешнюю политику, в 1590-е годы заключил выгодное перемирие с Польшей, провёл победоносную войну со Швецией, вернув России многое из потерянного Иваном Грозным в Ливонской войне (1558-1583)--пополнил казну и расширил выход к Балтийскому морю. Борис Годунов был столь деятелен, что казалось, всё в России охвачено его радением, поэтому по смерти царя Фёдора в 1598г., последнего представителя династии Рюриковичей, именно Годунов был выбран на царство...
Со смертью Фёдора пресеклась династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862г. --"пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием"; царём стал Борис Годунов.
Царь всея Руси с 1598 г. Борис Годунов был из рода, происходящего от татарского мурзы Чета, который принял в XlV в. в Орде крещение от митрополита Петра и поселился в России...