В 1485г. тверичи признали главенство Ивана 3. В то же время Иван объявил себя «государем всея Руси» . Возникновения единого многонационального гос-ва положило конец усобицам, сделало страну устойчивой к внешним угрозам. В это время сложились все признаки централизованного гос-ва: единые законы и общее управление всех русских территорий в виде неограниченной монархии. Юридическим оформлением этого стал свод законов, кот. назыв. «Судебник Ивана3» 1497г: 1. В России оформлялся феодализм, выражением этого становится термин «Юрьев день» - это ограничение ухода крестьян от феодалов сроком 2 неделями в году по отношению к празднику, кот. отмечался 26 ноября. Крестьянин мог перейти в это время к др. феодалу, т. е. происходило их закрепощение, они теряли свободу. За уход от феодала крестьяне вынуждены были заплатить компенсацию в размере 1 руб. - стоимости 10 пудов меда. 2. сформировалась система гос. управления, формой кот. стало самодержавие, моск-ий князь становился абсолютным монархом с новым титулом государь всея Руси. Князья присоед. Территорий полностью ему подчиняются. По отношению к ним проводится принцип переселения элит: они переселяются в Москву, становятся боярами, т. е. получают серьезные привилегии под жестким контролем, а их место занимают преданные московские чиновники. Смысл такой политики - это эффективный контроль использования управленческого опыта бывших князей. Вторым уровнем власти становится боярская дума. Ее функции: 1. законно-совещательная. 2. Военно-исполнительная. 3. Судебная. Создаются 2 главных исполнительных органов: 1. государев дворец- финансы, внешняя политика, гос делопроизводство. Территориальное направление: Вся Россия делится на уезды с назначаемым наездником, уезды не совпадали с границами княжеств. В этой структуре власти действовали 2 принципа службы: 1.местничесиво – право на должности в зависимости от знатности происхождения, кот устанавливалась наличием опред. кол-ва предков (=10), кот. прославились гос. заслугами. 2. Принцип кормления – самообеспечение наместников за счет части гос. налогов, кот. была фиксирована.
Крестьянская реформа 1861 - освобождение крестьян от крепостной зависимости (получение личной свободы и общегражданских прав) - при освобождении получают землю, но ее нужно выкупить у помещика - для выкупа земли гос-во дает ссуда сроком на 49 лет, До момента полного выкупа крестьян называют временообязанными Судебная реформа 1864 -введение современных принципов судопроизводства (несменяемость судей, состязательность сторон, независимость суда, гласность судопроизводства) - все сословность судопроизводства - появление суда присяжных, мирового судьи, адвокатуры Военная реформа 1861-1874 - всеобщая воинская повинность (отмена рекрутской системы) - расширение сети воинских учебных заведений - новые военные уставы - перевооружение армии Земская реформа 1864 - создание органа управления на местах, который сам решает вопросы местного уровня (земства) Городская реформа 1870 - введение городского самоуправления Реформа образования 1863-1864 - новый университетский устав (расширение автономии университетов) - устав средней школы (деление гимназий на реальные и классические) - отмена монополии на образование (учебные заведения могут открывать частные лица) - отмена цензуры на книги
В это время сложились все признаки централизованного гос-ва: единые законы и общее управление всех русских территорий в виде неограниченной монархии. Юридическим оформлением этого стал свод законов, кот. назыв. «Судебник Ивана3» 1497г: 1. В России оформлялся феодализм, выражением этого становится термин «Юрьев день» - это ограничение ухода крестьян от феодалов сроком 2 неделями в году по отношению к празднику, кот. отмечался 26 ноября. Крестьянин мог перейти в это время к др. феодалу, т. е. происходило их закрепощение, они теряли свободу. За уход от феодала крестьяне вынуждены были заплатить компенсацию в размере 1 руб. - стоимости 10 пудов меда. 2. сформировалась система гос. управления, формой кот. стало самодержавие, моск-ий князь становился абсолютным монархом с новым титулом государь всея Руси. Князья присоед. Территорий полностью ему подчиняются. По отношению к ним проводится принцип переселения элит: они переселяются в Москву, становятся боярами, т. е. получают серьезные привилегии под жестким контролем, а их место занимают преданные московские чиновники. Смысл такой политики - это эффективный контроль использования управленческого опыта бывших князей. Вторым уровнем власти становится боярская дума. Ее функции: 1. законно-совещательная. 2. Военно-исполнительная. 3. Судебная. Создаются 2 главных исполнительных органов: 1. государев дворец- финансы, внешняя политика, гос делопроизводство. Территориальное направление: Вся Россия делится на уезды с назначаемым наездником, уезды не совпадали с границами княжеств. В этой структуре власти действовали 2 принципа службы: 1.местничесиво – право на должности в зависимости от знатности происхождения, кот устанавливалась наличием опред. кол-ва предков (=10), кот. прославились гос. заслугами. 2. Принцип кормления – самообеспечение наместников за счет части гос. налогов, кот. была фиксирована.
- освобождение крестьян от крепостной зависимости (получение личной свободы и общегражданских прав)
- при освобождении получают землю, но ее нужно выкупить у помещика
- для выкупа земли гос-во дает ссуда сроком на 49 лет, До момента полного выкупа крестьян называют временообязанными
Судебная реформа 1864
-введение современных принципов судопроизводства (несменяемость судей, состязательность сторон, независимость суда, гласность судопроизводства)
- все сословность судопроизводства
- появление суда присяжных, мирового судьи, адвокатуры
Военная реформа 1861-1874
- всеобщая воинская повинность (отмена рекрутской системы)
- расширение сети воинских учебных заведений
- новые военные уставы
- перевооружение армии
Земская реформа 1864
- создание органа управления на местах, который сам решает вопросы местного уровня (земства)
Городская реформа 1870
- введение городского самоуправления
Реформа образования 1863-1864
- новый университетский устав (расширение автономии университетов)
- устав средней школы (деление гимназий на реальные и классические)
- отмена монополии на образование (учебные заведения могут открывать частные лица)
- отмена цензуры на книги