Как Вы думаете, какие из этих учебных заведений могли быть открыты на национальных окраинах Российской империи?
Создавало ли царское правительство одинаковые условия развития образования на всей территории Российской империи? Почему?
Вспомните, когда и какая социальная казахов получили возможность получить звание дворянина? Исходя из этого, предположите, могли ли казахи обучаться в средних и высших учебных заведениях России в первой половине XIX века?
Причины раздробленности на Руси были следующими:
- междоусобная борьба князей за власть
- формировались самостоятельные земли (княжества)
- Кормящий торговый путь «из варяг в греки» пришел в упадок
- Изменился порядок владения землей
- усилились отдельные княжества
- экономических связей между княжествами почти не было
- производило усиление вотчин и боярского движения
- у Руси не было сильного врага, из-за которого она могла бы сплотиться.
Причины раздробленности в Европе были следующими:
- Экономических и хозяйственных связей между разными землями
- Усиление (экономическое и политическое) отдельных земель
- Знатные кланы вели борьбу за власть
- сеньориальная система организации труда
- установление собственности феодалов на землю.
Отсюда можно сделать вывод о том, что междоусобные войны, экономическое и политическое усиление отдельных земель и отсутствие экономических и хозяйственных связей между землями были общими причинами раздробленности как в Европе, как и на Руси.
Что касается отличий, то в Европе не было усиления бояр и вотчин там тоже не было, «путь из варяг в греки» был исключительно русским, так как большей частью проходил на этой территории являлись специфическими причинами для Руси. Также как сеньориальная система и земля как собственность феодалов были специфичными для Европы.