В результате проведения военной реформы была проведена реструктуризация армии: появилась регулярная армия, ядром которой стали полки, сформированные на европейский манер – Семеновский и Преображенский. Система рекрутского набора предоставила возможность всегда иметь бое армию. Практика приглашения иностранных специалистов и отправления за рубеж дворянских детей для обучения позволила приобрести необходимый опыт и навыки для повышения эффективности армии. Подготовка новых квалифицированных специалистов проводилась также в созданных навигационных, инженерных и артиллерийских училищах. Важнейшее значение имело создание военно-морского флота России, начало которому положил именно Петр. Для обучения моряков была создана Военная академия и «Устав морской». «Устав воинский», а также Табель о рангах позволили структурировать систему службы в армии и чинов.
Административная реформа была направлена на совершенствование государственного аппарата, который тогда был огромен и неэффективен. Петр заменил бывшие органы управления приказы на новые коллегии, определив их количество в 10 штук, а для каждого предполагалась своя область деятельности. В качестве высшего органа управления был Сенат, решавший функции надзора за административной работой, некоторые судебные и законодательные. В состав государства Петр включает институт церкви, создав Синод. Страна была разделена на губернии, в каждой из которых появлялось свое управление. Такая система позволила облегчить и повысить эффективность государственного управления.
В области промышленности и торговли Петр проводил политику меркантилизма и протекционизма. Меркантилизм подразумевал активное участие государства в экономической деятельности страны, а протекционизм – поддержку внутреннего производства. За 1700-1725 гг. было создано около 200 мануфактур, среди них – Олонецкий артиллерийский завод, Тульский оружейный завод. Большое внимание уделялось развитию транспортных водных путей: велось строительство Волго-Донского, Вышневолоцкого каналов.
В области культуры, общественной жизни проводилась политика активной европеизации. Эта политика имела целью просвещение, реорганизацию системы образования. Богословские предметы были отодвинуты на второй план, уступив место математике, астрономии, геодезии и т.д. Церковнославянский шрифт заменили на гражданский. Было поддержано и издательское дело: так, началась издаваться газета «Известия». Заложены основы развития российской науки – созданы университет, Академия Наук, Кунсткамера. Снаряжались всевозможные исследовательские экспедиции.
Отрицательные стороны
Качественный рост России достался ей непростой ценой. Методы Петра обычно были насильственными – именно силой он насаждал свои реформы. Желание как можно скорей получить средства для проведения реформ и ведения войны было причиной огромного роста налогов, бремя которых было возложено на крестьян и низшие сословия. Во время правления Петра появилось около 40 налогов. Рост промышленного производства сопровождался принуждением крестьян работать на заводах; так появились две новые категории крестьян – приписные и посессионные. Дворян обязали находится на государственной службе, либо военной, либо гражданской. Основные же тяготы легли на крестьян – их тысячами отправляли на сооружение новых верфей, крепостей, заводов, а также их трудом строилась новая столица – Санкт-Петербург
Политика в сфере культуры также проводилась в интересах государства. Население не спрашивали, хотят ли они кардинального изменения своего быта. Петр насильно заставлял носить европейское платье, брить бороды, ходить на ассамблеи. Кому-то это нравилось, а кому-то нет. Эти традиции были чужды русским, поэтому вызывали недоумение. В случае отказа выполнять предписания, необходимо было уплатить штраф. Однако такие реформы касались, в основном, высшего сословия. Крестьян никто не заставлял надевать европейские костюмы, поэтому их быт остался прежним. Дворян же могли против их воли ссылать на поселение в строящийся Петербург. Там можно было возводить себе дом только по определенным моделям, предоставленным Петром.
В результате проведения военной реформы была проведена реструктуризация армии: появилась регулярная армия, ядром которой стали полки, сформированные на европейский манер – Семеновский и Преображенский. Система рекрутского набора предоставила возможность всегда иметь бое армию. Практика приглашения иностранных специалистов и отправления за рубеж дворянских детей для обучения позволила приобрести необходимый опыт и навыки для повышения эффективности армии. Подготовка новых квалифицированных специалистов проводилась также в созданных навигационных, инженерных и артиллерийских училищах. Важнейшее значение имело создание военно-морского флота России, начало которому положил именно Петр. Для обучения моряков была создана Военная академия и «Устав морской». «Устав воинский», а также Табель о рангах позволили структурировать систему службы в армии и чинов.
Административная реформа была направлена на совершенствование государственного аппарата, который тогда был огромен и неэффективен. Петр заменил бывшие органы управления приказы на новые коллегии, определив их количество в 10 штук, а для каждого предполагалась своя область деятельности. В качестве высшего органа управления был Сенат, решавший функции надзора за административной работой, некоторые судебные и законодательные. В состав государства Петр включает институт церкви, создав Синод. Страна была разделена на губернии, в каждой из которых появлялось свое управление. Такая система позволила облегчить и повысить эффективность государственного управления.
В области промышленности и торговли Петр проводил политику меркантилизма и протекционизма. Меркантилизм подразумевал активное участие государства в экономической деятельности страны, а протекционизм – поддержку внутреннего производства. За 1700-1725 гг. было создано около 200 мануфактур, среди них – Олонецкий артиллерийский завод, Тульский оружейный завод. Большое внимание уделялось развитию транспортных водных путей: велось строительство Волго-Донского, Вышневолоцкого каналов.
В области культуры, общественной жизни проводилась политика активной европеизации. Эта политика имела целью просвещение, реорганизацию системы образования. Богословские предметы были отодвинуты на второй план, уступив место математике, астрономии, геодезии и т.д. Церковнославянский шрифт заменили на гражданский. Было поддержано и издательское дело: так, началась издаваться газета «Известия». Заложены основы развития российской науки – созданы университет, Академия Наук, Кунсткамера. Снаряжались всевозможные исследовательские экспедиции.
Отрицательные стороныКачественный рост России достался ей непростой ценой. Методы Петра обычно были насильственными – именно силой он насаждал свои реформы. Желание как можно скорей получить средства для проведения реформ и ведения войны было причиной огромного роста налогов, бремя которых было возложено на крестьян и низшие сословия. Во время правления Петра появилось около 40 налогов. Рост промышленного производства сопровождался принуждением крестьян работать на заводах; так появились две новые категории крестьян – приписные и посессионные. Дворян обязали находится на государственной службе, либо военной, либо гражданской. Основные же тяготы легли на крестьян – их тысячами отправляли на сооружение новых верфей, крепостей, заводов, а также их трудом строилась новая столица – Санкт-Петербург
Политика в сфере культуры также проводилась в интересах государства. Население не спрашивали, хотят ли они кардинального изменения своего быта. Петр насильно заставлял носить европейское платье, брить бороды, ходить на ассамблеи. Кому-то это нравилось, а кому-то нет. Эти традиции были чужды русским, поэтому вызывали недоумение. В случае отказа выполнять предписания, необходимо было уплатить штраф. Однако такие реформы касались, в основном, высшего сословия. Крестьян никто не заставлял надевать европейские костюмы, поэтому их быт остался прежним. Дворян же могли против их воли ссылать на поселение в строящийся Петербург. Там можно было возводить себе дом только по определенным моделям, предоставленным Петром.