В программе дисциплины рассматриваются различные теории о происхождении человека, даются определение предмета и периодизация истории первобытного общества. Изучаются этапы антропогенеза от homo erectus до homo sapiens, а также «неандертальская проблема». Говорится и о новых открытиях, прежде всего, о «денисовом человеке». Затрагиваются вопросы расогенеза. Большое внимание уделяется вопросам социогенеза и различным критериям периодизации первобытного общества, взаимосвязи этапов его развития с развитием орудий труда. Особое значение придается неолитической революции и её последствиям. Большое место в содержании дисциплины занимает исследование проблем разложения первобытного общества и возникновения государства.
Выборгский филиал
В содержании данной дисциплины изучаются важнейшие события, процессы и явления истории первобытного общества в их взаимосвязи и хронологической последовательности, акцентируется внимание на современных научных представлениях о процессах происхождения человека и человеческого общества и основных этапах его развития на ранних стадиях; формируются навыки овладения методами исторического познания, навыки работы с различными источниками исторической информации, навыки работы в библиотеке, поиска необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах, навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по тематике исследований различных аспектов истории первобытного общества.
Основные темы
Теории происхождения человека. Предмет и периодизация истории первобытного общества. Этапы антропогенеза. Возникновение мышления и речи. Расогенез. Социогенез. Ранняя родовая община. Семейные отношения. Первобытная религия: виды и формы религиозных верований, мифологическое сознание. Первобытное искусство. Накопление положительных знаний. Неолитическая революция. Появление земледелия и скотоводства, Зарождение ремесел и начало обмена. Разложение первобытного общества и возникновение государства.
Выборгский филиал
Место первобытности в истории человечества. Источниковедение и историография истории первобытного общества. Становление первобытного общества: эпоха праобщины. .
Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.
Двоеверие – сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.
Десятина – налог в пользу церкви.
Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
Мозаика – изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла).
Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.
Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.
В программе дисциплины рассматриваются различные теории о происхождении человека, даются определение предмета и периодизация истории первобытного общества. Изучаются этапы антропогенеза от homo erectus до homo sapiens, а также «неандертальская проблема». Говорится и о новых открытиях, прежде всего, о «денисовом человеке». Затрагиваются вопросы расогенеза. Большое внимание уделяется вопросам социогенеза и различным критериям периодизации первобытного общества, взаимосвязи этапов его развития с развитием орудий труда. Особое значение придается неолитической революции и её последствиям. Большое место в содержании дисциплины занимает исследование проблем разложения первобытного общества и возникновения государства.
Выборгский филиал
В содержании данной дисциплины изучаются важнейшие события, процессы и явления истории первобытного общества в их взаимосвязи и хронологической последовательности, акцентируется внимание на современных научных представлениях о процессах происхождения человека и человеческого общества и основных этапах его развития на ранних стадиях; формируются навыки овладения методами исторического познания, навыки работы с различными источниками исторической информации, навыки работы в библиотеке, поиска необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах, навыки подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по тематике исследований различных аспектов истории первобытного общества.
Основные темыТеории происхождения человека. Предмет и периодизация истории первобытного общества. Этапы антропогенеза. Возникновение мышления и речи. Расогенез. Социогенез. Ранняя родовая община. Семейные отношения. Первобытная религия: виды и формы религиозных верований, мифологическое сознание. Первобытное искусство. Накопление положительных знаний. Неолитическая революция. Появление земледелия и скотоводства, Зарождение ремесел и начало обмена. Разложение первобытного общества и возникновение государства.
Выборгский филиал
Место первобытности в истории человечества. Источниковедение и историография истории первобытного общества. Становление первобытного общества: эпоха праобщины. .
Двоеверие – сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.
Десятина – налог в пользу церкви.
Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
Мозаика – изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла).
Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.
Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.