Впервые мысль о необходимости введения элементарного начального образования для детей всех сословий зародилась у Петра I, которому нужны были школы для подготовки грамотных людей, необходимых для государственной службы. Для этого по указам 1714 г. и 1715 г. в разных городах империи при архиерейских домах и монастырях открывались цифирные или арифметические школы, в которых «молодые ребятки» (от 10 до 14 лет) получали элементарное образование.
В 1764 г. было открыто первое в России женское учебное заведение – Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), ставшее впоследствии моделью и образцом для всех женских институтов. Воспитательно-образовательная часть Смольного строилась на принципах французской системы женского воспитания, когда в женщине «видели главным образом украшение семьи и общества». Спустя год при Смольном институте открылось училище для обучения мещанских девушек (причем в данном случае, под «мещанством» подразумевались все сословия, кроме крепостных крестьян). В отличие от Смольного во главу образовательного процесса было поставлено обучение определенным профессиональным навыкам – рукоделию (изготовление различных изделий на продажу) и «домостроительству».
Идея создания общеобразовательной школы, дающей первоначальные знания независимо от сословной принадлежности, была реализована усилиями ЕкатериныII. В 1781 г. на собственные средства императрицы в Петербурге открылось первое в России начальное училище для детей обоего пола – Исаакиевское. В этом же году в столице были открыты еще 6 училищ, в которых велось обучение чтению, письму, закону божьему, арифметике и рисованию.
В 18 веке существовали несколько факторов, которые препятствовали созданию советской общеобразовательной школы. Впервые стоит отметить, что советская общеобразовательная система была установлена только в начале 20 века, после Октябрьской революции 1917 года. Однако, даже в предшествующем 18 веку, существовали условия и события, которые затрудняли этот процесс.
1. Абсолютная монархия: В большинстве стран Европы в 18 веке правили абсолютные монархи, имевшие абсолютную власть. Они контролировали общественные институты, включая образование. Представители монархической власти стремились сохранить свою власть и предотвратить возможные вызовы со стороны населения. Создание школ с широким государственным образованием могло привести к более образованному и критически настроенному населению, что могло стать угрозой для абсолютной монархии.
2. Стандарты классового образования: В 18 веке образование было доступно только ограниченному слою общества. Аристократы и богатые люди имели доступ к приватным учителям и школам, в то время как бедные слои общества либо получали неполное образование, либо оставались без образования вообще. Это ограничение сложившихся классовых стандартов препятствовало созданию общеобразовательной школы для всех слоев общества.
3. Религиозные догмы и влияние Церкви: В 18 веке влияние религии и Церкви на общественную жизнь оставалось достаточно сильным. Религиозные учения и доктрины могли конфликтовать с рациональным и научным образованием в школах. Некоторые распространенные религиозные воззрения не способствовали созданию образовательной системы, основанной на науке и философии.
4. Отсутствие современного подхода к образованию: В 18 веке образование в основном было ориентировано на религиозные и канонические учения, основанные на запоминании и повторении знаний. Система образования не стимулировала критическое мышление и развитие умственных навыков, что противоречило принципам советского образования. Создание советской школы потребовало бы существенного изменения подхода к образованию.
В заключение, в 18 веке создание советской общеобразовательной школы препятствовали наличие абсолютных монархических систем правления, классовые неравенства, религиозные ограничения и отсутствие современного подхода к образованию.
Образование в XVIII веке
Дореволюционное образование
Женские институты
Женские гимназии
Мужские гимназии
Реальные училища
Советское образование
Образ учителя
Образ школьника
Из истории математической школы
Учебники и пособия
Образование в XVIII веке
Впервые мысль о необходимости введения элементарного начального образования для детей всех сословий зародилась у Петра I, которому нужны были школы для подготовки грамотных людей, необходимых для государственной службы. Для этого по указам 1714 г. и 1715 г. в разных городах империи при архиерейских домах и монастырях открывались цифирные или арифметические школы, в которых «молодые ребятки» (от 10 до 14 лет) получали элементарное образование.
В 1764 г. было открыто первое в России женское учебное заведение – Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), ставшее впоследствии моделью и образцом для всех женских институтов. Воспитательно-образовательная часть Смольного строилась на принципах французской системы женского воспитания, когда в женщине «видели главным образом украшение семьи и общества». Спустя год при Смольном институте открылось училище для обучения мещанских девушек (причем в данном случае, под «мещанством» подразумевались все сословия, кроме крепостных крестьян). В отличие от Смольного во главу образовательного процесса было поставлено обучение определенным профессиональным навыкам – рукоделию (изготовление различных изделий на продажу) и «домостроительству».
Идея создания общеобразовательной школы, дающей первоначальные знания независимо от сословной принадлежности, была реализована усилиями ЕкатериныII. В 1781 г. на собственные средства императрицы в Петербурге открылось первое в России начальное училище для детей обоего пола – Исаакиевское. В этом же году в столице были открыты еще 6 училищ, в которых велось обучение чтению, письму, закону божьему, арифметике и рисованию.1. Абсолютная монархия: В большинстве стран Европы в 18 веке правили абсолютные монархи, имевшие абсолютную власть. Они контролировали общественные институты, включая образование. Представители монархической власти стремились сохранить свою власть и предотвратить возможные вызовы со стороны населения. Создание школ с широким государственным образованием могло привести к более образованному и критически настроенному населению, что могло стать угрозой для абсолютной монархии.
2. Стандарты классового образования: В 18 веке образование было доступно только ограниченному слою общества. Аристократы и богатые люди имели доступ к приватным учителям и школам, в то время как бедные слои общества либо получали неполное образование, либо оставались без образования вообще. Это ограничение сложившихся классовых стандартов препятствовало созданию общеобразовательной школы для всех слоев общества.
3. Религиозные догмы и влияние Церкви: В 18 веке влияние религии и Церкви на общественную жизнь оставалось достаточно сильным. Религиозные учения и доктрины могли конфликтовать с рациональным и научным образованием в школах. Некоторые распространенные религиозные воззрения не способствовали созданию образовательной системы, основанной на науке и философии.
4. Отсутствие современного подхода к образованию: В 18 веке образование в основном было ориентировано на религиозные и канонические учения, основанные на запоминании и повторении знаний. Система образования не стимулировала критическое мышление и развитие умственных навыков, что противоречило принципам советского образования. Создание советской школы потребовало бы существенного изменения подхода к образованию.
В заключение, в 18 веке создание советской общеобразовательной школы препятствовали наличие абсолютных монархических систем правления, классовые неравенства, религиозные ограничения и отсутствие современного подхода к образованию.