Впервые мысль о необходимости введения элементарного начального образования для детей всех сословий зародилась у Петра I, которому нужны были школы для подготовки грамотных людей, необходимых для государственной службы. Для этого по указам 1714 г. и 1715 г. в разных городах империи при архиерейских домах и монастырях открывались цифирные или арифметические школы, в которых «молодые ребятки» (от 10 до 14 лет) получали элементарное образование.
В 1764 г. было открыто первое в России женское учебное заведение – Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), ставшее впоследствии моделью и образцом для всех женских институтов. Воспитательно-образовательная часть Смольного строилась на принципах французской системы женского воспитания, когда в женщине «видели главным образом украшение семьи и общества». Спустя год при Смольном институте открылось училище для обучения мещанских девушек (причем в данном случае, под «мещанством» подразумевались все сословия, кроме крепостных крестьян). В отличие от Смольного во главу образовательного процесса было поставлено обучение определенным профессиональным навыкам – рукоделию (изготовление различных изделий на продажу) и «домостроительству».
Идея создания общеобразовательной школы, дающей первоначальные знания независимо от сословной принадлежности, была реализована усилиями ЕкатериныII. В 1781 г. на собственные средства императрицы в Петербурге открылось первое в России начальное училище для детей обоего пола – Исаакиевское. В этом же году в столице были открыты еще 6 училищ, в которых велось обучение чтению, письму, закону божьему, арифметике и рисованию.
Образование в XVIII веке
Дореволюционное образование
Женские институты
Женские гимназии
Мужские гимназии
Реальные училища
Советское образование
Образ учителя
Образ школьника
Из истории математической школы
Учебники и пособия
Образование в XVIII веке
Впервые мысль о необходимости введения элементарного начального образования для детей всех сословий зародилась у Петра I, которому нужны были школы для подготовки грамотных людей, необходимых для государственной службы. Для этого по указам 1714 г. и 1715 г. в разных городах империи при архиерейских домах и монастырях открывались цифирные или арифметические школы, в которых «молодые ребятки» (от 10 до 14 лет) получали элементарное образование.
В 1764 г. было открыто первое в России женское учебное заведение – Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), ставшее впоследствии моделью и образцом для всех женских институтов. Воспитательно-образовательная часть Смольного строилась на принципах французской системы женского воспитания, когда в женщине «видели главным образом украшение семьи и общества». Спустя год при Смольном институте открылось училище для обучения мещанских девушек (причем в данном случае, под «мещанством» подразумевались все сословия, кроме крепостных крестьян). В отличие от Смольного во главу образовательного процесса было поставлено обучение определенным профессиональным навыкам – рукоделию (изготовление различных изделий на продажу) и «домостроительству».
Идея создания общеобразовательной школы, дающей первоначальные знания независимо от сословной принадлежности, была реализована усилиями ЕкатериныII. В 1781 г. на собственные средства императрицы в Петербурге открылось первое в России начальное училище для детей обоего пола – Исаакиевское. В этом же году в столице были открыты еще 6 училищ, в которых велось обучение чтению, письму, закону божьему, арифметике и рисованию.