За три года Иван Грозный 3 раза ходил на Казань и с третьей попытки, используя опыт первых двух неудач, взял её! Предвестником победы был разгром войск крымского хана Девлет-Гирея под Тулой, который стремился сорвать этот поход. Русское войско, осадившее Казань, насчитывало 150 тысяч воинов при 150 орудиях. Осада шла с применением передовой для своего времени военной техники: осадных орудий, боевых башен, минных подкопов. Шесть недель продолжалась осада. Воеводы, в ней отличившиеся, - князья Курбский, Воротынский, Горбатый-Шуйский. Исключительно велики были заслуги дьяка Ивана Григорьевича Выродкова. Талантливый инженер, построивший крепость Свияжск, он в двух километрах от Казани подготовил детали осадной башни и доставил их к городу, где она за одну ночь была собрана и вооружена 60 большими пищалями. Поставленная перед главными воротами крепости, эта пятнадцатиметровая башня (выше городских стен) вела огонь вдоль городских улиц. Защитники Казани оборонялись с отчаянным упорством. Среди них были мусульманские воины из Астрахани, Крыма, даже из Турции и Ирана. На все предложения сдачи они отвечали отказом, даже после того, как взрывом мины был уничтожен городской водоисточник. Когда с артиллерийского огня и минных подкопов в стенах крепости удалось сделать несколько проломов, начался общий штурм. Это было 2 октября 1552 года. После кровопролитного боя на узких улицах города все было кончено. К вечеру русское войско овладело Казанью.
Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 Обучался в аульной школе. Происходит из подрода Күлік рода Суйиндык племени Аргын Среднего жуза. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камара, после чего он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни. В 1872 году Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование.
Халиди, Курбангали Родился 30 ноября 1846 года в городе Аягоз. Позднее переехал в Китай. Отец Курбангали, родившийся в Казанском уезде татарин Халид, был торговцем.
Учился в нескольких медресе. Там выучил фарси, арабский и османский языки. В 1874—1913 годах был имамом мечети города Чугучак. Одновременно с 1881 года являлся кади. В 1897-98 годах совершил хадж, посетил Мекку и Медину. Во время этой поездки посетил Стамбул, там Курбангали познакомился с историком Ахмедом Мидхатом
.Шакарим Кудайбердиев родился 23 июля 1858 Происходит из рода тобыкты племени аргын[3]. Занимался политикой. Всерьёз творчеством занялся только с 1898 года, после сорока лет. По определённой системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Его перевод Хафиза на казахский остаётся непревзойденным по мастерству и технике, также как и блестящий перевод повести Пушкина «Дубровский». Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. В 1903 году был принят членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.
Предвестником победы был разгром войск крымского хана Девлет-Гирея под Тулой, который стремился сорвать этот поход.
Русское войско, осадившее Казань, насчитывало 150 тысяч воинов при 150 орудиях. Осада шла с применением передовой для своего времени военной техники: осадных орудий, боевых башен, минных подкопов. Шесть недель продолжалась осада. Воеводы, в ней отличившиеся, - князья Курбский, Воротынский, Горбатый-Шуйский. Исключительно велики были заслуги дьяка Ивана Григорьевича Выродкова. Талантливый инженер, построивший крепость Свияжск, он в двух километрах от Казани подготовил детали осадной башни и доставил их к городу, где она за одну ночь была собрана и вооружена 60 большими пищалями. Поставленная перед главными воротами крепости, эта пятнадцатиметровая башня (выше городских стен) вела огонь вдоль городских улиц.
Защитники Казани оборонялись с отчаянным упорством. Среди них были мусульманские воины из Астрахани, Крыма, даже из Турции и Ирана. На все предложения сдачи они отвечали отказом, даже после того, как взрывом мины был уничтожен городской водоисточник. Когда с артиллерийского огня и минных подкопов в стенах крепости удалось сделать несколько проломов, начался общий штурм. Это было 2 октября 1552 года. После кровопролитного боя на узких улицах города все было кончено. К вечеру русское войско овладело Казанью.
Объяснение:
Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 Обучался в аульной школе. Происходит из подрода Күлік рода Суйиндык племени Аргын Среднего жуза. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камара, после чего он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни. В 1872 году Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование.
Халиди, Курбангали Родился 30 ноября 1846 года в городе Аягоз. Позднее переехал в Китай. Отец Курбангали, родившийся в Казанском уезде татарин Халид, был торговцем.
Учился в нескольких медресе. Там выучил фарси, арабский и османский языки. В 1874—1913 годах был имамом мечети города Чугучак. Одновременно с 1881 года являлся кади. В 1897-98 годах совершил хадж, посетил Мекку и Медину. Во время этой поездки посетил Стамбул, там Курбангали познакомился с историком Ахмедом Мидхатом
.Шакарим Кудайбердиев родился 23 июля 1858 Происходит из рода тобыкты племени аргын[3]. Занимался политикой. Всерьёз творчеством занялся только с 1898 года, после сорока лет. По определённой системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А. С. Пушкина, Л. Толстого. Его перевод Хафиза на казахский остаётся непревзойденным по мастерству и технике, также как и блестящий перевод повести Пушкина «Дубровский». Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. В 1903 году был принят членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.