Американское Просвещение имело возможность опереться на опыт, накопленный передовой мыслью колоний XVII в. (Уильямс, Хукер и др.). Оно формировалось под сильным воздействием английской и французской просветительской идеологии (особенно популярны были в Америке Мильтон, Локк, Монтескье), их идеи приобрели национальное звучание на американской почве. Так, теории естественного права и общественного договора стали главными постулатами, на которых строились доказательства правомерности свержения колониального господства.
B XVIII в. в Америке Docno число колледжей. К середине века их насчитывалось восемь: к Гарвардскому (основанному еще в 1636 r.) прибавились Йельский, Филадельфийский, Принстонский и др. Под влиянием просветительства успешно развивалось светское образование, значительный шаг вперед сделали естественные науки. К середине XVlll в. широко , выросло число печатных изданий (в 1765 г. в колониях издавалось 43 газеты), были созданы общественные библиотеки. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия.
Американское Просвещение неразрывно связано с именем Бенджамина Франклина (1706—1790). Он был философом и политиком, естествоиспытателем и экономистом. Фраиклин прославился открытиями в области электричества и изобретением громоотвода. B сфере политической экономии он высказал гениальиые догадки в отношении природы стоимости и показал экономическую неэффективность рабства. B издаваемом Франклином «Альманахе простака Ричарда» достоинствами человека провозглашались не знатность и положение в обществе, а его индивидуальные качест. ва. Франклин сформулировал нормы буржуазно-иидивидуалистического морального кодекса. Последовательный республиканец, Франклин явился одним из пионеров национально-освободительного движения. Деятельность других выдающихся представителей американского Просвещения — Томаса Джефферсона (1743-1826), Томаса Пейна (1737—1809) развернулась позднее, в годы революции.
Американское Просвещение имело возможность опереться на опыт, накопленный передовой мыслью колоний XVII в. (Уильямс, Хукер и др.). Оно формировалось под сильным воздействием английской и французской просветительской идеологии (особенно популярны были в Америке Мильтон, Локк, Монтескье), их идеи приобрели национальное звучание на американской почве. Так, теории естественного права и общественного договора стали главными постулатами, на которых строились доказательства правомерности свержения колониального господства.
B XVIII в. в Америке Docno число колледжей. К середине века их насчитывалось восемь: к Гарвардскому (основанному еще в 1636 r.) прибавились Йельский, Филадельфийский, Принстонский и др. Под влиянием просветительства успешно развивалось светское образование, значительный шаг вперед сделали естественные науки. К середине XVlll в. широко , выросло число печатных изданий (в 1765 г. в колониях издавалось 43 газеты), были созданы общественные библиотеки. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия.
Американское Просвещение неразрывно связано с именем Бенджамина Франклина (1706—1790). Он был философом и политиком, естествоиспытателем и экономистом. Фраиклин прославился открытиями в области электричества и изобретением громоотвода. B сфере политической экономии он высказал гениальиые догадки в отношении природы стоимости и показал экономическую неэффективность рабства. B издаваемом Франклином «Альманахе простака Ричарда» достоинствами человека провозглашались не знатность и положение в обществе, а его индивидуальные качест. ва. Франклин сформулировал нормы буржуазно-иидивидуалистического морального кодекса. Последовательный республиканец, Франклин явился одним из пионеров национально-освободительного движения. Деятельность других выдающихся представителей американского Просвещения — Томаса Джефферсона (1743-1826), Томаса Пейна (1737—1809) развернулась позднее, в годы революции.