Древний Египет и государства Месопотамии имели много общих черт в развитии, но также и отличительных. Древние египтяне создали бюрократическую государственную систему, в конечном итоге отразившую их социальную систему. В Месопотамии, при некоторой схожести, все-таки было более разнообразное социальное устройство, приведшее к децентрализованной политической системе. Археологические свидетельства доказывают, что наиболее очевидные общие черты проявлялись в том, что в обществах Древнего Египта и Месопотамии верили в загробную жизнь, каждая культура имела уникальную письменность и значительно проявила себя в искусствах и науках, повлиявших на культуру всего человечества в будущем. В Месопотамии в отличие от Египта не было сезонных разливов Тигра и Евфрата, что привело к созданию ирригационной системы. В некоторой степени это объясняет негативное представление о загробной жизни и вообще боги в культурах Месопотамии не являлись идеализированными персонажами. В Египте, расположенном на плодородных почвах Нильской Долины, напротив, Вселенную рассматривали как гармоничное устройство. Загробная жизнь – самое желанное и священное путешествие для каждого египтянина, готовившегося к нему на протяжении всей жизни. Шумерийцы, аккадцы, вавилоняне, жившие в государствах Месопотамского региона, полагали, что не стоит разочаровывать богов и религия, таким образом, состояла именно в службе богам, играя, конечно, более важную роль в высших структурах. Священники в месопотамских обществах имели большую важность, чем в Египте. Возвращаясь к общему, стоит отметить, что и Древний Египет и Месопотамия имели социальную трехчленную иерархическую систему – царь, священники, чиновники. Согласно законам Хаммурапи = свободные землевладельцы, содержащие высшую власть, священников и чиновников; зависимые фермеры и ремесленники; рабы, обычно из военнопленных. Главного священника в Шумере и Аккаде воспринимали также как и царя (лугаль). Священники в Египте, как правило, не участвовали в политической жизни, в отличие от священников в Месопотамии. В Египте чиновники выбирались из достойных кандидатов, тогда как месопотамских государствах чиновничья должность являлась наследственной. Несмотря на доминирующую патриархию в Шумере и Аккаде, Вавилонии женщины изначала имели некоторые права. Они могли владеть землей, торговать, управлять делом, хотя, конечно, воспитание детей являлось главной задачей. С развитием сельского хозяйства, возвышением среднего класса, в конечном счете, они потеряли свои социальные статусы. В любом случае в Египте женщины обладали большими правами, включавшие и собственность и право наследования.
Основные задачи в Европе Главное, чего хотел добиться император, – укрепления новых границ своего государства, что предполагало сохранение тех территорий, которые присоединили его предшественники, а также подчинение Финляндии, Польши и Прибалтики интересам России. Кроме того, приоритетной задачей Николай I считал обеспечение стабильности в Европе. Восточный вопросВсе же центральное место во внешнеполитических вопросах данного времени заняли отношения России с Османской империей. В этом направлении император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье, обеспечению наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море.Такое пристальное внимание российского самодержца к Черному морю объясняется его стратегической и экономической важностью для государства. Кроме отношений с Османской империей, еще одним немаловажным направлением внешней политики были отношения с Ираном по вопросу Закавказья. Позднее, уже во второй четверти XIX в., император бросил значительные силы на дальневосточное и среднеазиатское направление. Кавказская войнаВойна эта была продолжительной (с 1817 по 1864 гг.), и затронула весь период правления императора. После присоединения к Российской империи земель Закавказских ханств, а также Картли-Кахетинского царства, между ними и Россией оказались земли независимых народов, которые, хотя и присягнули на верность империи, оказывали сопротивление усилению ее влияния. В середине 30-х годов конфликт обострился, поскольку в Чечне и Дагестане появилось религиозно-политическое движение, поддерживаемое Османской империей и Великобританией. Персидский вопросВ 1826 г. Персия начала поход против России, рассчитывая вернуть утраченные в результате Гюлистанского мирного договора земли, а также восстановить влияние в Закавказье. Русским войскам при поддержке отдельных отрядов грузин и армян удалось захватить Эривань, юг Азербайджана и Тавриз, разгромив армию персов. В результате в феврале 1828 г. страны заключили Туркманчайский мирный договор, согласно которому к России отошла Эривань и Нахичевань. Русско-турецкие отношенияНиколай I начал широкую поддержку и защиту православного населения на Балканах обретению некоторыми народами политической независимости. В результате развернувшейся в 1828 – 29 гг. русско-турецкой войны России удалось заставить турецкого султана признать независимость Греции и автономию Сербии. На 1833 г. пришелся пик российского влияния в данном регионе – Николай I добился права запрещать вход иностранных судов в Черное море.В 1853 г. отношения обострились, и Турция объявила войну России. Поначалу успех был на стороне последней, однако в войну на стороне Турции включились союзные армии Франции и Англии, и русской армии был нанесен ряд поражений. Война завершилась уже после окончания правления Николая I, значительно ослабив влияние России в Черноморском регионе и принеся тяжелые экономические последствия. ИтогиПоследствия внешней политики этого российского императора довольно долго определяли место России на внешнеполитической арене. Оценки современников были неоднозначны, поскольку, с одной стороны, Николай I стремился принять меры для укрепления позиций государства, а с другой – допустил начало нескольких войн, которые имели тяжелые последствия для российского государства
Древние египтяне создали бюрократическую государственную систему, в конечном итоге отразившую их социальную систему. В Месопотамии, при некоторой схожести, все-таки было более разнообразное социальное устройство, приведшее к децентрализованной политической системе.
Археологические свидетельства доказывают, что наиболее очевидные общие черты проявлялись в том, что в обществах Древнего Египта и Месопотамии верили в загробную жизнь, каждая культура имела уникальную письменность и значительно проявила себя в искусствах и науках, повлиявших на культуру всего человечества в будущем.
В Месопотамии в отличие от Египта не было сезонных разливов Тигра и Евфрата, что привело к созданию ирригационной системы. В некоторой степени это объясняет негативное представление о загробной жизни и вообще боги в культурах Месопотамии не являлись идеализированными персонажами. В Египте, расположенном на плодородных почвах Нильской Долины, напротив, Вселенную рассматривали как гармоничное устройство. Загробная жизнь – самое желанное и священное путешествие для каждого египтянина, готовившегося к нему на протяжении всей жизни.
Шумерийцы, аккадцы, вавилоняне, жившие в государствах Месопотамского региона, полагали, что не стоит разочаровывать богов и религия, таким образом, состояла именно в службе богам, играя, конечно, более важную роль в высших структурах. Священники в месопотамских обществах имели большую важность, чем в Египте.
Возвращаясь к общему, стоит отметить, что и Древний Египет и Месопотамия имели социальную трехчленную иерархическую систему – царь, священники, чиновники. Согласно законам Хаммурапи = свободные землевладельцы, содержащие высшую власть, священников и чиновников; зависимые фермеры и ремесленники; рабы, обычно из военнопленных. Главного священника в Шумере и Аккаде воспринимали также как и царя (лугаль). Священники в Египте, как правило, не участвовали в политической жизни, в отличие от священников в Месопотамии.
В Египте чиновники выбирались из достойных кандидатов, тогда как месопотамских государствах чиновничья должность являлась наследственной.
Несмотря на доминирующую патриархию в Шумере и Аккаде, Вавилонии женщины изначала имели некоторые права. Они могли владеть землей, торговать, управлять делом, хотя, конечно, воспитание детей являлось главной задачей. С развитием сельского хозяйства, возвышением среднего класса, в конечном счете, они потеряли свои социальные статусы. В любом случае в Египте женщины обладали большими правами, включавшие и собственность и право наследования.
Восточный вопросВсе же центральное место во внешнеполитических вопросах данного времени заняли отношения России с Османской империей. В этом направлении император стремился к укреплению позиций России на Черноморском побережье, обеспечению наиболее благоприятного режима проливов Дарданеллы и Босфор, и защите южных границ. Кроме того, он ставил перед собой задачу не допустить иностранные военные суда в Черное море.Такое пристальное внимание российского самодержца к Черному морю объясняется его стратегической и экономической важностью для государства. Кроме отношений с Османской империей, еще одним немаловажным направлением внешней политики были отношения с Ираном по вопросу Закавказья. Позднее, уже во второй четверти XIX в., император бросил значительные силы на дальневосточное и среднеазиатское направление. Кавказская войнаВойна эта была продолжительной (с 1817 по 1864 гг.), и затронула весь период правления императора. После присоединения к Российской империи земель Закавказских ханств, а также Картли-Кахетинского царства, между ними и Россией оказались земли независимых народов, которые, хотя и присягнули на верность империи, оказывали сопротивление усилению ее влияния. В середине 30-х годов конфликт обострился, поскольку в Чечне и Дагестане появилось религиозно-политическое движение, поддерживаемое Османской империей и Великобританией.
Персидский вопросВ 1826 г. Персия начала поход против России, рассчитывая вернуть утраченные в результате Гюлистанского мирного договора земли, а также восстановить влияние в Закавказье. Русским войскам при поддержке отдельных отрядов грузин и армян удалось захватить Эривань, юг Азербайджана и Тавриз, разгромив армию персов. В результате в феврале 1828 г. страны заключили Туркманчайский мирный договор, согласно которому к России отошла Эривань и Нахичевань. Русско-турецкие отношенияНиколай I начал широкую поддержку и защиту православного населения на Балканах обретению некоторыми народами политической независимости. В результате развернувшейся в 1828 – 29 гг. русско-турецкой войны России удалось заставить турецкого султана признать независимость Греции и автономию Сербии. На 1833 г. пришелся пик российского влияния в данном регионе – Николай I добился права запрещать вход иностранных судов в Черное море.В 1853 г. отношения обострились, и Турция объявила войну России. Поначалу успех был на стороне последней, однако в войну на стороне Турции включились союзные армии Франции и Англии, и русской армии был нанесен ряд поражений. Война завершилась уже после окончания правления Николая I, значительно ослабив влияние России в Черноморском регионе и принеся тяжелые экономические последствия. ИтогиПоследствия внешней политики этого российского императора довольно долго определяли место России на внешнеполитической арене. Оценки современников были неоднозначны, поскольку, с одной стороны, Николай I стремился принять меры для укрепления позиций государства, а с другой – допустил начало нескольких войн, которые имели тяжелые последствия для российского государства