Начало нового времени ознаменовалось возникновением в середине xviiв. вестфальской системы – первой действительно общеевропейской системы международных отношений. она охватывала все европейские государства, включая россию и османскую империю, хотя последние не участвовали в подписании вестфальского мира. более того, она с самого начала имела тенденцию к охвату всего мира, который уже в xviiв. был в значительной мере поделен европейскими государствами на колонии и сферы влияния. в основу вестфальской системы легли договоры, которыми завершилась тридцатилетняя война и которые установили в европе международно-признанные границы. в основных чертах они оставались неизменными почти до конца xviiiвека. стабильность вестфальской системе придавал сил, сложившийся в результате войн и конфликтов xvi– первой половины xviiвеков. он зарекомендовал себя как важнейшая гарантия безопасности и свободного развития отдельных государств. поэтому вплоть до конца xviiiв. попытки нарушить европейское равновесие неизменно получили энергичный отпор и, как правило, терпели неудачу. под влиянием войн и революций, упадка одних и возвышения других держав во второй половине xviiiв. вестфальская система стала клониться к упадку. окончательно ее разрушили войны революционной и наполеоновской франции, которые к полной перекройке границ, сломали европейское равновесие и обеспечили господствующее положение франции на континенте. победа антифранцузской коалиции над наполеоновской францией послужила важнейшей предпосылкой восстановления сил в европе и учреждения новых международно признанных границ. венский конгресс 1814–1815 гг. был призван решить основные послевоенного устройства европы. его решения и легли в основу новой – венской системы международных отношений. помимо сил и международно-признанных границ она опиралась на союз пяти великих держав («пентархию») и «европейский концерт». однако под влиянием перемен, происходивших в европейском обществе, в середине xixв. устои венской системы пошатнулись. распался союз пяти держав, разладился «европейский концерт». в ходе национальных войн подверглись глубокому пересмотру существующие границы между государствами. наконец, коренным образом изменилось соотношение сил между европейскими странами. все это в конечном счете к крушению венской системы. в результате национальных войн и революций к концу xixв. в европе сложился новый международный порядок. он характеризовался некоторыми общими для всех европейских систем чертами – сил, международно-признанными границами, установленными на мирных и международных конференциях, вроде берлинского конгресса 1878 года. вместе с тем новый международный порядок, общепризнанного названия у которого так и не появилось, отличался и некоторыми особенностями. прежде всего, наличием двух противостоящих группировок – тройственного союза и -французского союза (позднее – тройственной антанты). а также поистине охватом, поскольку в результате территориальной и колониальной экспансии европейских государств почти весь мир был поделен ими на колонии и сферы влияния. на рубеже xix–xxвв. впервые в эту систему международных отношений в качестве равноправных участников, наряду с европейскими державами, вошли сша и япония. но и этот международный порядок рухнул в начале xxв. под влиянием раздиравших его противоречий. первая мировая война его окончательно похоронила. один из явных его недостатков заключался в том, что основные государства мира не проявляли готовности уважать в достаточной мере права других народов, исповедовали культ грубой военной силы и пренебрегали нормами права. другая важная тенденция развития международных отношений в новое время заключалась в эволюции правил и принципов, которыми руководствовались в отношениях между собой правительства государств и которой в той или иной форме составляли основу международного права. в начале нового времени ведущую роль в международных отношениях играли династический и конфессиональный принципы. со времени великих открытий и подъема мировой торговли большое значение приобрел торговый интерес. тенденция к образованию единых и централизованных государств в европе к тому, что на первый план вышел принцип государственного суверенитета, закрепленный вестфальским миром. с этого времени международные отношения в европе стали понимать главным образом как отношения между суверенными государствами. в дальнейшем международные отношения обогатились принципами национального суверенитета, легитимизма (в его и юридическом истолковании), «принципом национальностей» и т.д. каждый из этих принципов в ту или иную эпоху выходил на первый план, оттесняя, но не другие. таким образом, постепенно сложилась богатая, разнообразная, но сложная по содержанию культура международных отношений, а также разностороннее, но противоречивое по характеру действующих норм международное право.
Манифестом, Положением о Государственном совете (1 января 1810) был образован по проекту М. М. Сперанского новый орган в системе управления, просуществовавший более 100 лет. На первом собрании Госсовета Александр I заявил, что образованием его кладет твердое основание одному из важнейших государственных установлений и желает, чтобы благосостояние империи утвердилось на законе, а закон был бы недвижен на постановлениях. Чуть позднее он мотивировал целесообразность учреждения Госсовета необходимостью придать рассеянной и разбросанной законодательной власти «новое начертание постоянства и единообразия» , объединить законотворчество высших и центральных структур управления. Государственный совет создан для «утверждения и распространения единообразия и порядка в государственном управлении» . В нем «все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти» . Совет получил статус совещательного органа, мог рассматривать проекты законов, уставы по предложению императора. Решения совета не имели силы закона «без утверждения верховной власти» . Членами Госсовета являлись министры, назначаемые императором лица, «знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившиеся» . Их количество постепенно увеличилось с 35 до 80 человек. За первые пятьдесят лет членство в совете имели 175 человек. Председательствовал император или назначаемый им один из членов совета. Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии, возглавлявшиеся директорами (председателями) , комиссии составления законов с структурными отделениями, государственную канцелярию с госсекретарем во главе и четыре ее департаментские канцелярии, возглавляемые статс-секретарями. Законом установил высокий статус Госсовета: а) он рассматривает новые законы по всем отраслям управления; б) он один их рассматривает; в) рассмотренные законы не передаются к исполнению без утверждения верховной властью. Своеобразие обсуждения в том, что члены совета обладали свободой высказывать свои мнения, действовать не по указанию, а по собственному разуму. Госсовет мог внушить свою волю монарху.
На первом собрании Госсовета Александр I заявил, что образованием его кладет твердое основание одному из важнейших государственных установлений и желает, чтобы благосостояние империи утвердилось на законе, а закон был бы недвижен на постановлениях. Чуть позднее он мотивировал целесообразность учреждения Госсовета необходимостью придать рассеянной и разбросанной законодательной власти «новое начертание постоянства и единообразия» , объединить законотворчество высших и центральных структур управления.
Государственный совет создан для «утверждения и распространения единообразия и порядка в государственном управлении» . В нем «все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти» . Совет получил статус совещательного органа, мог рассматривать проекты законов, уставы по предложению императора. Решения совета не имели силы закона «без утверждения верховной власти» .
Членами Госсовета являлись министры, назначаемые императором лица, «знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившиеся» . Их количество постепенно увеличилось с 35 до 80 человек. За первые пятьдесят лет членство в совете имели 175 человек. Председательствовал император или назначаемый им один из членов совета.
Госсовет имел департаменты: 1) законов, 2) военных, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственной экономии, возглавлявшиеся директорами (председателями) , комиссии составления законов с структурными отделениями, государственную канцелярию с госсекретарем во главе и четыре ее департаментские канцелярии, возглавляемые статс-секретарями.
Законом установил высокий статус Госсовета: а) он рассматривает новые законы по всем отраслям управления; б) он один их рассматривает; в) рассмотренные законы не передаются к исполнению без утверждения верховной властью. Своеобразие обсуждения в том, что члены совета обладали свободой высказывать свои мнения, действовать не по указанию, а по собственному разуму. Госсовет мог внушить свою волю монарху.