в xv веке в западной европе началась эпоха великих открытий. через сто лет её жители — купцы, миссионеры и военные — стали проникать в восточную азию. в 1543 году первые европейцы добрались до японского острова танэгасима. они передали островитянам огнестрельное оружие, производство которого было вскоре налажено по всей японии. в 1549 году в город кагосима прибыл иезуит франциск ксаверий, который впервые познакомил японцев с христианством. в течение века японию посещали португальские и испанские купцы, которые выполняли роль посредников в восточноазиатской торговле, обменивая китайские и европейские товары на японское серебро. поскольку европейцы прибывали из южных колоний, японцы называли их «южными варварами».
самурайские землевладельцы западной японии были заинтересованы в торговле с иностранцами, а потому с радостью принимали миссионеров и купцов, иногда даже принимали христианство. так, первый землевладелец-христианин с острова кюсю, омура сумитада, жаловал обществу иисуса город нагасаки, который впоследствии стал японским «окном в европу». при содействии местных властителей иезуиты открыли церкви в ямагути, киото, сакаи и других японских городах. на конец xvi века в стране насчитывалось около 300 тысяч христиан. самые влиятельные из них отправились в 1582 году в первое японское посольство к папе римскому, которое было с большими почестями принято в европе.
объединение японии
в первой половине xvi века на японском архипелаге не утихали междоусобицы самурайских родов. когда раздроблённость страны стала нормой общественно-политической жизни, появились силы, которые попытались восстановить былое единство. их возглавил ода нобунага, владелец небольшой, но зажиточной провинции овари. используя сёгуна, он захватил в 1570 году столицу киото и за три года ликвидировал бессильный сёгунат муромати. протекции христианства и массовому использованию огнестрельного оружия, нобунага за 10 лет сумел покорить столичный регион кинки и всю центральную японию. он постепенно реализовывал план объединения «поднебесной»: беспощадно подавлял светские и буддийские децентрализующие силы, способствовал восстановлению авторитета императорского дома и поднимал разрушенную войнами .
в 1582 году нобунага пал от руки своего генерала, так и не сумев воплотить свои замыслы. однако объединительный курс продолжил один из его талантливых подчиненных — тоётоми хидэёси. он победил оппозицию старейшин покойного сюзерена и ликвидировал независимые родовые государства провинциальных властителей. в 1590 году япония окончательно была объединена силами хидэёси, который стал единолично страной. по его указаниям был составлен всеяпонский земельный кадастр, который ликвидировал систему частных имений и определял уровень производительности земель. земля передавалась крестьянам, которые должны были платить правительству дань в соответствии с этим уровнем. хидэёси также провел социальную реформу, разделив население на военных администраторов и гражданских подданных путём конфискации оружия у последних. на склоне жизни хидэеси начал гонения на христиан и войну с кореей, которые стоили власти его потомкам.
Вначале ливонской войны, в 1559 году, замок заняли войска и частично его разрушили. вскоре после этого, замок заняли польские войска, и здесь расположился литовский гарнизон. в хронике русова говорится, что в 1577 году литовцы без боя сдали замок войскам ивана грозного. после окончания ливонской войны иван грозный был вынужден отказаться от завоеваний в видземе, и замок вновь перешёл полякам. в 1600 году началась польско-шведская война, и в 1601 году замок заняли шведы. в замке вновь побывали поляки, но в 1625 году шведы, и теперь надолго, овладели замком. в 1625 году шведский король густав ii адольф подарил смилтене государственному советнику бенеру сванте. в это же время шведы изготовили план замка и зарисовали фасад замки и окрестности. в 1700 году началась северная война. в её начале войска заняли замок и разрушили его под ноль. от древних построек почти ничего не
япония раннего нового времени
путь к объединению
прибытие европейцев
в xv веке в западной европе началась эпоха великих открытий. через сто лет её жители — купцы, миссионеры и военные — стали проникать в восточную азию. в 1543 году первые европейцы добрались до японского острова танэгасима. они передали островитянам огнестрельное оружие, производство которого было вскоре налажено по всей японии. в 1549 году в город кагосима прибыл иезуит франциск ксаверий, который впервые познакомил японцев с христианством. в течение века японию посещали португальские и испанские купцы, которые выполняли роль посредников в восточноазиатской торговле, обменивая китайские и европейские товары на японское серебро. поскольку европейцы прибывали из южных колоний, японцы называли их «южными варварами».
самурайские землевладельцы западной японии были заинтересованы в торговле с иностранцами, а потому с радостью принимали миссионеров и купцов, иногда даже принимали христианство. так, первый землевладелец-христианин с острова кюсю, омура сумитада, жаловал обществу иисуса город нагасаки, который впоследствии стал японским «окном в европу». при содействии местных властителей иезуиты открыли церкви в ямагути, киото, сакаи и других японских городах. на конец xvi века в стране насчитывалось около 300 тысяч христиан. самые влиятельные из них отправились в 1582 году в первое японское посольство к папе римскому, которое было с большими почестями принято в европе.
объединение японии
в первой половине xvi века на японском архипелаге не утихали междоусобицы самурайских родов. когда раздроблённость страны стала нормой общественно-политической жизни, появились силы, которые попытались восстановить былое единство. их возглавил ода нобунага, владелец небольшой, но зажиточной провинции овари. используя сёгуна, он захватил в 1570 году столицу киото и за три года ликвидировал бессильный сёгунат муромати. протекции христианства и массовому использованию огнестрельного оружия, нобунага за 10 лет сумел покорить столичный регион кинки и всю центральную японию. он постепенно реализовывал план объединения «поднебесной»: беспощадно подавлял светские и буддийские децентрализующие силы, способствовал восстановлению авторитета императорского дома и поднимал разрушенную войнами .
в 1582 году нобунага пал от руки своего генерала, так и не сумев воплотить свои замыслы. однако объединительный курс продолжил один из его талантливых подчиненных — тоётоми хидэёси. он победил оппозицию старейшин покойного сюзерена и ликвидировал независимые родовые государства провинциальных властителей. в 1590 году япония окончательно была объединена силами хидэёси, который стал единолично страной. по его указаниям был составлен всеяпонский земельный кадастр, который ликвидировал систему частных имений и определял уровень производительности земель. земля передавалась крестьянам, которые должны были платить правительству дань в соответствии с этим уровнем. хидэёси также провел социальную реформу, разделив население на военных администраторов и гражданских подданных путём конфискации оружия у последних. на склоне жизни хидэеси начал гонения на христиан и войну с кореей, которые стоили власти его потомкам.