Духовенство вместе с семьями священнослужителей в xvii в. насчитывало около 1 миллиона человек, то есть составляло около 8 % всего населения страны (12 - 12 миллионов, по оценке п. н. милюкова) . духовенство имело особые сословные права. в xvi - первой половине xvii в. оно, согласно кормчей книге и постановлениям стоглавого собора 1551 г. , было подсудно церковному не только по духовным, но и по всем гражданским делам, кроме тяжких уголовных преступлений. государство постепенно наступало на феодальные привилегии, и в 1649 г. в соответствии с соборным уложением духовенство (за исключением патриаршей епархии) по всем гражданским делам было подчинено монастырскому приказу, в котором светские лица ведали судом по всем искам, предъявляемым духовенству. впрочем, в 1667 г. монастырский приказ был ликвидирован. особое и подсудность духовенства была только в начале xviii в. в ходе реформ петра великого духовенство подразделялось на черное, или монашествующее, давшее обет безбрачия, и белое, имевшее семьи. по церковным канонам высшими иерархами могли быть только представители черного духовенства. главой православной церкви являлся патриарх. почти до конца xvi в. православная церковь митрополитом, подчиненным патриарху константинопольскому. в 1589 г. в россии было учреждено патриаршество. православная церковь превратилась в автокефальную, то есть самостоятельную, а патриарх московский и всея руси стал равным по сану другим православным патриархам - александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому, сербскому. вселенским патриархом являлся патриарх константинопольский, но его власть над автокефальными православными церквями была номинальной. первым патриархом московским и всея руси был выбран иов. патриарх имел свой двор, свои приказы, своих бояр и дворян. патриархи филарет и никон носили титулы "великих государей" и занимали положение, равное царскому. однако светская власть уверенно держала под своим контролем церковью. борьба патриарха никона за первенствующее положение в государстве закончилась его полным поражением. патриархи избирались церковными соборами из нескольких кандидатов, однако на деле выбор был предопределен мнением царя, формально не участвовавшим в соборах. в 1661 г. , по подсчетам церковного архиепископа макария (булгакова) , на руси было 476 монастырей, имевших земельные вотчины с крестьянами. если учитывать скиты и пустыни, приписанные к крупным монастырям, а также вновь основанные сибирские монастыри, общее количество обителей на руси, по некоторым оценкам, приближалось к 3 тысячам. множества монастырей были знамениты своими подвижниками и чудотворными иконами, самой большой славой пользовались троице-сергиев монастырь, соловецкий монастырь, чудов монастырь, новодевичий монастырь, псковский печерский монастырь, а после воссоединение с украиной - киево-печерская лавра. через приказ большого дворца царь простирал свою власть на жизнь монастырей, сам назначал и смещал настоятелей - архимандритов и игуменов, делая исключения лишь для самых знаменитых обителей. в то же время монастыри нередко играли важную политическую роль, превращаясь в центры сопротивления иностранным захватчикам, как троице-сергиев монастырь в 1610-1612 гг. , или становясь центрами сопротивления царской власти, подобно соловецкому монастырю в 1668-1675 гг. черное духовенство сосредоточило в своих руках огромных богатств. по самым скромным подсчетам, патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце xvii в. около 37 тысяч, в которых числилось около 440 тысяч душ тяглого населения обоего пола. в это число не входили обширные земельные владения монастырей, многие из которых превратились в крупные хозяйственно- центры.
Невозможно не заметить различий, которые явно обнаруживаются при сравнении музыки старинной и музыки современной. Музыка эпох, созданная такими мастерами, как, например, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт или П. Чайковский, для современного слушателя стала воплощением гармонии и красоты. Музыка же, создаваемая в наши дни, несёт совсем другие переживания. По этому поводу очень точно высказался Николаус Арнонкур, известный австрийский дирижёр: «Современная музыка является отображением современного состояния духа... Не потому ли, что наша эпоха так дисгармонична и ужасна, нам не хочется, чтобы искусство, которое её отображает, вторгалось в нашу жизнь?»
Действительно, современная академическая музыка является далеко не единственной музыкой, которая составляет звуковой мир современности. Некоторые даже вполне сознательно избегают посещать концерты, где она звучит. Среди любителей академической музыки немало таких, которые готовы слушать исключительно классику; точно так же и огромное количество музыкантов-исполнителей предпочитают большей частью музыку ушедших веков.
Нельзя не согласиться с тем, что современная музыка действительно стремится к отображению духа эпохи. Может быть, поэтому её музыкальный язык нередко так сложен и даже непонятен, а традиционное понятие красоты звучания порой оказывается неприменимым. Такая музыка создаётся самыми разными композиторами, в том числе и теми, кто в других своих сочинениях обнаруживает яркий мелодический дар и умение создавать действительно прекрасные и гармоничные звучания.
Борис Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром, I часть
Послушайте фрагмент из I части Концерта для фортепиано с оркестром композитора Бориса Чайковского, одного из ярких и самобытных мастеров отечественной музыки.
Поделиться ссылкой на материал:
Рекомендуем посмотреть:
Музыкальная азбука или страна, где живут звуки: Длительности
Иоганн Себастьян Бах. «Не ручей – море ему имя...»
Выразительные средства музыки: Что такое гармония в музыке
Программно-изобразительная музыка
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Невозможно не заметить различий, которые явно обнаруживаются при сравнении музыки старинной и музыки современной. Музыка эпох, созданная такими мастерами, как, например, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт или П. Чайковский, для современного слушателя стала воплощением гармонии и красоты. Музыка же, создаваемая в наши дни, несёт совсем другие переживания. По этому поводу очень точно высказался Николаус Арнонкур, известный австрийский дирижёр: «Современная музыка является отображением современного состояния духа... Не потому ли, что наша эпоха так дисгармонична и ужасна, нам не хочется, чтобы искусство, которое её отображает, вторгалось в нашу жизнь?»
Действительно, современная академическая музыка является далеко не единственной музыкой, которая составляет звуковой мир современности. Некоторые даже вполне сознательно избегают посещать концерты, где она звучит. Среди любителей академической музыки немало таких, которые готовы слушать исключительно классику; точно так же и огромное количество музыкантов-исполнителей предпочитают большей частью музыку ушедших веков.
Нельзя не согласиться с тем, что современная музыка действительно стремится к отображению духа эпохи. Может быть, поэтому её музыкальный язык нередко так сложен и даже непонятен, а традиционное понятие красоты звучания порой оказывается неприменимым. Такая музыка создаётся самыми разными композиторами, в том числе и теми, кто в других своих сочинениях обнаруживает яркий мелодический дар и умение создавать действительно прекрасные и гармоничные звучания.
Борис Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром, I часть
Послушайте фрагмент из I части Концерта для фортепиано с оркестром композитора Бориса Чайковского, одного из ярких и самобытных мастеров отечественной музыки.
Поделиться ссылкой на материал:
Рекомендуем посмотреть:
Музыкальная азбука или страна, где живут звуки: Длительности
Иоганн Себастьян Бах. «Не ручей – море ему имя...»
Выразительные средства музыки: Что такое гармония в музыке
Программно-изобразительная музыка
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана
Саврасов. Сказка о художнике и весенних птицах
Музыка объединяет людей
Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике
Природа и музыка: Утро (часть 2)
Колыбельная
Композиторы и исполнители
Абель Адан Александров Альбенис Альбинони Алябьев Аренский Армстронг Архипова Атлантов Б.Чайковский Балакирев Баланчин Барток Барышников Баснер Бах Башмет Бежар Беллини Березовский Берлиоз Бернес Берри Бетховен Бизе Богословский Бородин Бортнянский Брамс Бриттен Брукнер Букстехуде Вагнер Варламов Вебер Веберн Верди Вертинский Вивальди Визбор Вилла Лобос Вишневская Высоцкий Гаврилин Гайдн Галич Гендель Гергиев Гершвин Гийю Глазунов Глинка Глюк Гомберг Горностаева Горовиц Гранадос Гречанинов Григ Грубер Губайдулина Гуммель Гуно Гурилев Дакен Даргомыжский Дворжак Дебюсси Денисов Дилан Дога Доминго Доницетти Дунаевский Жанекен Кабалевский Кальман Канчели Караян Каррерас Клиберн Кодаи Козловский Колмановский Красев Крылатов Куперен Кюи Л.Моцарт Ландовска Лассо Легар Легран Лемешев Леонкавалло Лист Лобачёв Люлли Лядов Ляпунов Майкапар Малер Масканьи Мендельсон Мессиан Мийо Митяев Мокраньяк Монтеверди Моцарт Мусоргский Мясковский Направник Нейгауз Огиньский Окуджава Островский Оффенбах Паваротти Паганини Пахельбель Пахмутова Попатенко Прокофьев Пуленк Пуччини Пярт Равель Рамо Рахманинов Ребиков Регер Респиги Римский-Корсаков Рис Рихтер Россини Ростропович Рубинштейн Антон Рубинштейн Артур Рубинштейн Николай Русланова Сарасате Саульский Светланов Свиридов Сен-Санс Сибелиус Скарлатти Скрябин Сметана Стравинский Струве Таривердиев Тартини Титов Тозелли Торре Тривердиев Утёсов Фалья Фаш Фельцман Ферреро Филд Френкель Фрескобальди Хачатурян Хворостовский Холст Хренников Чайковский Чюрлёнис Шаляпин Шнитке Шопен Шостакович Штокхаузен Штраус Штраус Рихард Шуберт Шульгин Шуман Щедрин Эвальд Эдгар Эшпай
Навигация по сайту
Новости сайта
ЛикБез (FAQ)
Поздравления