О материальной культуре енисейских кыргызов можно судить главным образом по предметам, обнаруженным в захоронениях-могильниках того периода. Кроме того, сведения можно почерпнуть из китайских, арабских письменных источников, тюркских и кыргызских наскальных рисунков, рунических текстов, старинных кладов. Различный этнический состав енисейских кыргызов обуславливал и многогранность их материальной культуры.
Находки говорят. Адресную информацию о материальной культуре древних кыргызов дают предметы, обнаруженные в тайных щелях или отверстиях намогильных каменных столбов чаа тас. В то время человек верил в потустороннюю жизнь и поэтому специально закапывал в тайных углублениях непосредственно в могильной яме или рядом с ней ценные вещи умершего, которыми он должен был пользоваться в новой загробной жизни. В ходе археологических исследований в таких местах находили главным образом мечи, палаши, кинжалы, наконечники стрел и копий, щиты из березы и другое оружие.
Найдено много богато и искусно украшенного конского снаряжения. В одной из могил вместе с усопшим кыргызом из племени теле, которые переселились на Енисей из Алтая в VII веке, обнаружены останки его лошади в полном снаряжении, которые дали немало информации о материальной культуре енисейских кыргызов. Так, на седло были нанесены изображения животных и растений. Уздечка, подхвостник, подпруга, нагрудник были отделаны медью или серебром. Из находок мы знаем, что енисейские кыргызы, и мужчины и женщины, носили серьги в ушах, которые изготавливались из золота, серебра и украшались драгоценными камнями. В могилах женщин находили кольца, браслеты, накосни- ки, это говорило о наличии мастеров-ювелиров.
Жилище енисейских кыргызов. Важным показателем материальной культуры является жилище. Кыргызы, занимавшиеся скотоводством, жили главным образом в юртах и шалашах. Размеры и отделка жилища зависели от уровня социального положения его хозяина. Известно, что на зимовках для скота сооружали утепленные загоны.
Енисейские кыргызы, занимавшиеся земледелием, возводили четырехугольные или шестиугольные жилища из бревен, сооружали над ней кровлю, настилали пол доской. Из досок сооружали шалаши конусовидной формы, которые использовались в качестве жилища или складского помещения. В жилищах кыргызов обнаружены металлические наконечники для сохи, железные серпы, лопаты, жернова, что говорит о хорошем освоении енисейскими кыргызами земледелия, металлообработки.
Развитие обработки металла. Енисейские кыргызы достигли значительных успехов в ремесле, особенно в обработке металла. Свидетельство тому — относящиеся к тому периоду остатки шахт от разработок месторождений металла, мастерских ремесленников. Вдоль берегов Енисея и его притоков располагались многочисленные кузнечные и оружейные мастерские, где до сих пор сохранились слои шлака, образовавшегося от сгорания угля. Местное население и сегодня называет эти места «местами, где работали кыргызы». Кыргызские кузнецы изготавливали из металла наконечники для сохи, различные топоры, серпы, оружие. Китайцы писали, что изготовленные кыргызами двулезвийные мечи и кинжалы, наконечники стрел и копий отличаются остротой. Из этого можно сделать вывод, что такая продукция высоко ценилась на международном рынке.
Гончарное ремесло. Кыргызы уделяли большое значение изготовлению гончарной посуды из глины. Для этого использовались самые разные виды гончарного круга. Изготавливаемые кыргызскими мастерами-гончарами вазы (кувшинообразные сосуды) имели яйцевидное тулово, узкую шейку и горло, украшались различным орнаментом или рисунком. Для придания посуде прочности ее обжигали в специальных печах. Археологические исследования показали, что такая посуда, известная под названием «кыргызская ваза», распространилась не только в ближних соседних, но и в дальних государствах. Кроме того, часто встречаются вазы и другие виды посуды в форме банки, которая, вероятнее всего, обжигалась в домашних условиях и использовалась в повседневном быту.
. Цель суммативного оценивания за четверть ……………………………………………………………………………3 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть…………………………. 3 3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 6 класс ……………………………………… 3 4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 6 класс …………………………. 4 5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей……. 5 6. Правила проведения суммативного оценивания …………………………………………………………………….. 5 7. Модерация и выставление баллов………………………………………………………………………………………….. 5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………………… 6 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 11 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 17 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 23 2 1. Цель суммативного оценивания за четверть Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти. Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть. 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» по обновленному содержанию 3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 6 класс Знает: — периодизацию отечественной истории; — основные события, явления, процессы истории Казахстана; — исторических деятелей, сыгравших важную роль в отечественной истории; — важнейшие достижения национальной культуры в ходе исторического развития; — базовые понятия исторической науки; — виды исторических источников. Понимает: — сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и непрерывность развития отечественной истории; — характерные черты общественно-политического, экономического и социальнокультурного развития Казахстана; — историческую обусловленность современных общественных процессов, культурного разнообразия человечества; — особенности исторического пути Казахстана, его роль и место в мировой истории; — роль и место выдающихся личностей в отечественной истории. Применяет: — навыки исторического мышления: для решения жизненных задач и проблем; — навыки при определении местоположения различных объектов, выявлении изменений на исторической карте; — навыки при сравнении исторических личностей, событий, явлений, процессов; — навыки при характеристике политического, социально-экономического и культурного развития Казахстана; — навыки при работе с историческими материалами. Анализирует: — исторические события, явления, процессы с целью определения причинно-следственных связей; — историческое развитие Казахстана, определяя общие черты и особенности; — мотивы и результаты деятельности исторических личностей; — общественные, экономические, политические и культурные процессы, тенденции развития Казахстана путем проведения исторических параллелей; — различные виды исторических источников для ответа на проблемные во различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы; — информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Синтезирует: — информацию из различных источников для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных черт исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей; — исторические сведения для ориентации в современных политических, социальноэкономических и культурных процессах, происходящих в обществе. Оценивает: — исторические события, процессы, явления, личности в контексте их влияния на отечественную историю, их различные интерпретации; — достоверность различных видов исторических источников; — перспективы современной цивилизации, ее проблемы и трудности развития, роль современного казахстанского общества в мировой экономике, политике и культуре. 4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 6 класс Уровень мыслительных навыков Описание Рекомендуемый тип заданий Знание и понимание Казахстан в VI – IX веках. Периодизация средневековой истории Казахстана. Образование Великого Тюркского каганата. Раннесредневековые государства на территории Казахстана: Западно-Тюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакский каганат. Историческое значение Атлахской битвы. Общественно-политическое устройство тюркских государств. Военное искусство тюрков. Хозяйство. Торговля и развитие городской культуры. Казахстан в X – нач. XІІІ вв.
О материальной культуре енисейских кыргызов можно судить главным образом по предметам, обнаруженным в захоронениях-могильниках того периода. Кроме того, сведения можно почерпнуть из китайских, арабских письменных источников, тюркских и кыргызских наскальных рисунков, рунических текстов, старинных кладов. Различный этнический состав енисейских кыргызов обуславливал и многогранность их материальной культуры.
Находки говорят. Адресную информацию о материальной культуре древних кыргызов дают предметы, обнаруженные в тайных щелях или отверстиях намогильных каменных столбов чаа тас. В то время человек верил в потустороннюю жизнь и поэтому специально закапывал в тайных углублениях непосредственно в могильной яме или рядом с ней ценные вещи умершего, которыми он должен был пользоваться в новой загробной жизни. В ходе археологических исследований в таких местах находили главным образом мечи, палаши, кинжалы, наконечники стрел и копий, щиты из березы и другое оружие.
Найдено много богато и искусно украшенного конского снаряжения. В одной из могил вместе с усопшим кыргызом из племени теле, которые переселились на Енисей из Алтая в VII веке, обнаружены останки его лошади в полном снаряжении, которые дали немало информации о материальной культуре енисейских кыргызов. Так, на седло были нанесены изображения животных и растений. Уздечка, подхвостник, подпруга, нагрудник были отделаны медью или серебром. Из находок мы знаем, что енисейские кыргызы, и мужчины и женщины, носили серьги в ушах, которые изготавливались из золота, серебра и украшались драгоценными камнями. В могилах женщин находили кольца, браслеты, накосни- ки, это говорило о наличии мастеров-ювелиров.
Жилище енисейских кыргызов. Важным показателем материальной культуры является жилище. Кыргызы, занимавшиеся скотоводством, жили главным образом в юртах и шалашах. Размеры и отделка жилища зависели от уровня социального положения его хозяина. Известно, что на зимовках для скота сооружали утепленные загоны.
Енисейские кыргызы, занимавшиеся земледелием, возводили четырехугольные или шестиугольные жилища из бревен, сооружали над ней кровлю, настилали пол доской. Из досок сооружали шалаши конусовидной формы, которые использовались в качестве жилища или складского помещения. В жилищах кыргызов обнаружены металлические наконечники для сохи, железные серпы, лопаты, жернова, что говорит о хорошем освоении енисейскими кыргызами земледелия, металлообработки.
Развитие обработки металла. Енисейские кыргызы достигли значительных успехов в ремесле, особенно в обработке металла. Свидетельство тому — относящиеся к тому периоду остатки шахт от разработок месторождений металла, мастерских ремесленников. Вдоль берегов Енисея и его притоков располагались многочисленные кузнечные и оружейные мастерские, где до сих пор сохранились слои шлака, образовавшегося от сгорания угля. Местное население и сегодня называет эти места «местами, где работали кыргызы». Кыргызские кузнецы изготавливали из металла наконечники для сохи, различные топоры, серпы, оружие. Китайцы писали, что изготовленные кыргызами двулезвийные мечи и кинжалы, наконечники стрел и копий отличаются остротой. Из этого можно сделать вывод, что такая продукция высоко ценилась на международном рынке.
Гончарное ремесло. Кыргызы уделяли большое значение изготовлению гончарной посуды из глины. Для этого использовались самые разные виды гончарного круга. Изготавливаемые кыргызскими мастерами-гончарами вазы (кувшинообразные сосуды) имели яйцевидное тулово, узкую шейку и горло, украшались различным орнаментом или рисунком. Для придания посуде прочности ее обжигали в специальных печах. Археологические исследования показали, что такая посуда, известная под названием «кыргызская ваза», распространилась не только в ближних соседних, но и в дальних государствах. Кроме того, часто встречаются вазы и другие виды посуды в форме банки, которая, вероятнее всего, обжигалась в домашних условиях и использовалась в повседневном быту.
Объяснение:
. Цель суммативного оценивания за четверть ……………………………………………………………………………3 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть…………………………. 3 3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 6 класс ……………………………………… 3 4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 6 класс …………………………. 4 5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе четвертей……. 5 6. Правила проведения суммативного оценивания …………………………………………………………………….. 5 7. Модерация и выставление баллов………………………………………………………………………………………….. 5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ…………………………… 6 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 11 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 17 СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ…………………………. 23 2 1. Цель суммативного оценивания за четверть Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти. Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть. 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть Типовая учебная программа по учебному предмету «История Казахстана» по обновленному содержанию 3. Ожидаемые результаты по предмету «История Казахстана», 6 класс Знает: — периодизацию отечественной истории; — основные события, явления, процессы истории Казахстана; — исторических деятелей, сыгравших важную роль в отечественной истории; — важнейшие достижения национальной культуры в ходе исторического развития; — базовые понятия исторической науки; — виды исторических источников. Понимает: — сущность основных событий, явлений и процессов, характеризующих целостность и непрерывность развития отечественной истории; — характерные черты общественно-политического, экономического и социальнокультурного развития Казахстана; — историческую обусловленность современных общественных процессов, культурного разнообразия человечества; — особенности исторического пути Казахстана, его роль и место в мировой истории; — роль и место выдающихся личностей в отечественной истории. Применяет: — навыки исторического мышления: для решения жизненных задач и проблем; — навыки при определении местоположения различных объектов, выявлении изменений на исторической карте; — навыки при сравнении исторических личностей, событий, явлений, процессов; — навыки при характеристике политического, социально-экономического и культурного развития Казахстана; — навыки при работе с историческими материалами. Анализирует: — исторические события, явления, процессы с целью определения причинно-следственных связей; — историческое развитие Казахстана, определяя общие черты и особенности; — мотивы и результаты деятельности исторических личностей; — общественные, экономические, политические и культурные процессы, тенденции развития Казахстана путем проведения исторических параллелей; — различные виды исторических источников для ответа на проблемные во различные точки зрения на одни и те же исторические события, явления и процессы; — информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд). Синтезирует: — информацию из различных источников для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации изучаемых явлений, объектов и процессов, определения характерных черт исторических явлений, процессов с выявлением общих закономерностей; — исторические сведения для ориентации в современных политических, социальноэкономических и культурных процессах, происходящих в обществе. Оценивает: — исторические события, процессы, явления, личности в контексте их влияния на отечественную историю, их различные интерпретации; — достоверность различных видов исторических источников; — перспективы современной цивилизации, ее проблемы и трудности развития, роль современного казахстанского общества в мировой экономике, политике и культуре. 4. Уровни мыслительных навыков по предмету «История Казахстана», 6 класс Уровень мыслительных навыков Описание Рекомендуемый тип заданий Знание и понимание Казахстан в VI – IX веках. Периодизация средневековой истории Казахстана. Образование Великого Тюркского каганата. Раннесредневековые государства на территории Казахстана: Западно-Тюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакский каганат. Историческое значение Атлахской битвы. Общественно-политическое устройство тюркских государств. Военное искусство тюрков. Хозяйство. Торговля и развитие городской культуры. Казахстан в X – нач. XІІІ вв.
Источник: https://uroky.kz/soch-istoriya-kazahstana-6-klassspetsifikatsiya-summativnogo-otsenivaniya-za-chetvert-po-predmetu/