1) по функциям в механизме правового регулирования:
а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий;
б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей;
2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности):
а) нормы гражданского права;
б) нормы уголовного права;
в) нормы административного права и т. д.;
3) по методу правового регулирования:
а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения;
б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);
в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;
г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия;
4) по функциональной направленности:
а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям;
5) по форме выражения предписания:
а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий;
б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;
в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия;
6) по сфере действия:
а) общефедеральные, действующие на территории всей страны;
б) республиканские, действующие на территории субъекта федерации;
в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования;
г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации;
7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов;
8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует);
9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории);
Нормы права классифицируются:
1) по функциям в механизме правового регулирования:
а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции, устанавливающие общие начала правового регулирования общественных отношений, определения конкретных юридических понятий;
б) нормы – правила поведения, регулирующие специфические правоотношения путем установления типичных прав и обязанностей;
2) по предмету правового регулирования (отраслевой принадлежности):
а) нормы гражданского права;
б) нормы уголовного права;
в) нормы административного права и т. д.;
3) по методу правового регулирования:
а) императивные, содержащие властные предписания, не допускающие иного варианта поведения;
б) диспозитивные, содержащие свободу усмотрения взаимных прав и обязанностей (присущи гражданскому праву);
в) рекомендательные, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения, от которого субъект вправе отказаться;
г) поощрительные, стимулирующие социально полезное поведение и устанавливающие меры поощрения за определенные действия;
4) по функциональной направленности:
а) регулятивные, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;
б) охранительные, направленные на защиту нарушенных субъективных прав и предупреждающие действия, которые могли бы нанести вред общественным отношениям;
5) по форме выражения предписания:
а) запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий;
б) обязывающие, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;
в) управомочивающие, предоставляющие возможность совершать определенные действия;
6) по сфере действия:
а) общефедеральные, действующие на территории всей страны;
б) республиканские, действующие на территории субъекта федерации;
в) местные, действующие на территории определенного муниципального образования;
г) локальные, действующие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации;
7) по юридической силе – нормы законов и нормы подзаконных актов;
8) по характеру – материальные (устанавливающие, что регулирует норма права) и процессуальные (каким образом регулирует);
9) по времени действия – постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в указе президента о введении чрезвычайного положения на определенной территории);
10) по субъекту правотворчества:
а) принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;
б) принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).