ШАМАШ, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Каждое утро он появляется из-за гор, а вечером скрывается за ними, чтобы ночью спуститься в подземный мир, принося мертвецам свет, пищу и воду (его аккадский эпитет – «солнце мертвых душ»). Шумерское имя бога – Уту, сын бога луны Наины (аккад. Син), брат Иштар; иногда его братом называется Мардук. Символ – крылатый диск. Шамаш – источник света и жизни, но также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. На стеле Хаммурапи он изображен передающим царю законы. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар. В иконографии на рельефах и в глиптике особенно часто изображается выход бога солнца из-за гор, а также суд над разными мифическими существами. Отличительные признаки бога – лучи за спиной и серповидный зубчатый нож в руке. Его священное число – 20.
Любить Веласкеса всегда было чуть ли не генетической особенностью русских живописцев. Его «Менины» копировал Илья Репин. От его «Папы Иннокентия X» не мог оторваться Василий Суриков. В годы моей учебы в художественных учебных заведениях о Веласкесе говорили как о недосягаемом образце, настоящем герое живописи, художнике-легенде. Нам, будущим живописцам, хотелось равняться на Веласкеса буквально во всем. Причем в не меньшей степени, чем его волшебное умение владеть кистью, притягивал и образ жизни мастера, успех, сопутствующий художнику всегда, полная востребованность и, конечно же, немеркнущая слава.Наше отношение к Веласкесу подогревали непререкаемые авторитеты, такие как, Александр Бенуа: «...жизненным мастерством отличались многие среди самых неоспоримых художников. И если немало превосходных мастеров на протяжении веков гибло из-за отсутствия какой бы то ни было при к жизни, то все же мы знаем и таких первейших гениев, которые «в обиду себя не давали». Вспомним о Тициане, о Рубенсе, о Веласкесе...»