Юрта – жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать во время кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Это символ культуры Казахстана, и других тюркских кочевых народов. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отечество, или даже народ. Также, юрта в казахской культуре представляет собой некую модель представления о мироздании.
Прообразом юрты послужили шалаши первобытных людей, а позднее шатры кочевников. Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других стран Азии. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Кыргызстане (где сегодня используется на высокогорных пастбищах), Туркменистане, Монголии, на Алтае и в республике Тува (входящих в состав Российской Федерации). При этом, в каждом регионе были свои особенности устройства и названия для обозначения юрты. В Казахстане юрты более приземистые из-за сильных степных ветров.
Казахская юрта состоит из трех деревянных элементов: решеток «кереге», составляющих стены; жердей «юк» (или «уук») образующих купол; и круглого обода «шанырак», служащего вершиной юрты, потолочным окном и отверстием для выхода дыма. Кстати, элемент юрты «шанырак» запечатлен на гербе республики. Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. На собранную конструкцию натягивают войлочный покров, обеспечивавший защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом.
Образование Монгольской империи в начале XIII в. имело огромное значение для судеб всех государств Центральной и Средней Азии, в том числе и для Кыргызстана. Громким именем-титулом «Чингисхан» кочевой «потрясатель мира» завладел уже в преклонных годах. Настоящее имя -- Темучин. Происходил из очень знатного монгольского племени кият. В конце XII в. он стал самым авторитетным предводителем в монгольских кочевьях, сумев объединить все монгольские племена. В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи выступил против народов Южной Сибири. Кыргызы, которые к тому времени были раздроблены, решили подчиниться Чингисхану без напрасного кровопролития: все три кыргызских владения-- Еди-Орун (Средний Енисей), Тува и Алтай -- были включены в состав империи Чингисхана. В 1217 г. тюркоязычные туматы -- одно из племен, входивших в кыргызское владение Тува, восстали против монгольского гнета. Монголы потопили восстание в крови. С 1218 по 1273 гг. кыргызы неоднократно восставали против монгольского ига, но терпели поражения. Воспользовавшись усобицами среди монголов, кыргызы смогли не надолго восстановить свое государство: с 1273 по 1293 г. землями по Енисею управляли кыргызские феодалы. Но государство кыргызов было обречено. В то время в Центральной Азии уже не было сил, которые могли выдержать длительную борьбу с империей монголов. В 1293 г. верховный хан монголов Хубилай разбил кыргызов и полностью истребил их знать. Монголы стали выселять из пределов Енисея племена кыргызов, которые принимали наиболее активное участие в восстании. Их расселяли в районе впадения р. Сунгари в р. Амур. Началось выселение кыргызов и из княжества на Алтае. Их размещали в китайской провинции Шандун. Так была подавлена последняя попытка восстановления государства Кыргыз. В 1293 г. кыргызская государственность на Енисее была уничтожена окончательно. Завоевание монголами Восточного Притяньшанья протекало благоприятно для Чингисхана. После разгрома найманов на Иртыше в 1208 г. войска монголов вплотную приблизились к владениям найманского царевича Кучлука, который не был подгетовлен к войне с монголами. Город Баласагун открыл перед монголами ворота добровольно. Население Восточного Туркестана восстало и перебило воинов Кучлука. В одном из горных проходов Семиречья Кучлук дал монголам последний бой, был разбит и бежал. Монголы поймали его и обезглавили. Таким образом, население средневекового Кыргызстана, содействовавшее успеху монголов, не испытывало на себе ужасов завоевания Чингисханом. Однако хозяйство и культура его были уже основательно подорваны распрями последних Караханидов и правлением Кучлука.
Юрта – жилище казаха, удобный и практичный дом, который легко собрать и транспортировать во время кочевых переходов от пастбища к пастбищу. Это символ культуры Казахстана, и других тюркских кочевых народов. Само слово «юрта» можно перевести как родина, отечество, или даже народ. Также, юрта в казахской культуре представляет собой некую модель представления о мироздании.
Прообразом юрты послужили шалаши первобытных людей, а позднее шатры кочевников. Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других стран Азии. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Кыргызстане (где сегодня используется на высокогорных пастбищах), Туркменистане, Монголии, на Алтае и в республике Тува (входящих в состав Российской Федерации). При этом, в каждом регионе были свои особенности устройства и названия для обозначения юрты. В Казахстане юрты более приземистые из-за сильных степных ветров.
Казахская юрта состоит из трех деревянных элементов: решеток «кереге», составляющих стены; жердей «юк» (или «уук») образующих купол; и круглого обода «шанырак», служащего вершиной юрты, потолочным окном и отверстием для выхода дыма. Кстати, элемент юрты «шанырак» запечатлен на гербе республики. Основным материалом всегда была древесина ивы, а богатые кочевники строили юрты из березы. На собранную конструкцию натягивают войлочный покров, обеспечивавший защиту от ветра, дождя и снега зимой, и от палящего солнца и пыли летом.
Образование Монгольской империи в начале XIII в. имело огромное значение для судеб всех государств Центральной и Средней Азии, в том числе и для Кыргызстана. Громким именем-титулом «Чингисхан» кочевой «потрясатель мира» завладел уже в преклонных годах. Настоящее имя -- Темучин. Происходил из очень знатного монгольского племени кият. В конце XII в. он стал самым авторитетным предводителем в монгольских кочевьях, сумев объединить все монгольские племена. В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи выступил против народов Южной Сибири. Кыргызы, которые к тому времени были раздроблены, решили подчиниться Чингисхану без напрасного кровопролития: все три кыргызских владения-- Еди-Орун (Средний Енисей), Тува и Алтай -- были включены в состав империи Чингисхана. В 1217 г. тюркоязычные туматы -- одно из племен, входивших в кыргызское владение Тува, восстали против монгольского гнета. Монголы потопили восстание в крови. С 1218 по 1273 гг. кыргызы неоднократно восставали против монгольского ига, но терпели поражения. Воспользовавшись усобицами среди монголов, кыргызы смогли не надолго восстановить свое государство: с 1273 по 1293 г. землями по Енисею управляли кыргызские феодалы. Но государство кыргызов было обречено. В то время в Центральной Азии уже не было сил, которые могли выдержать длительную борьбу с империей монголов. В 1293 г. верховный хан монголов Хубилай разбил кыргызов и полностью истребил их знать. Монголы стали выселять из пределов Енисея племена кыргызов, которые принимали наиболее активное участие в восстании. Их расселяли в районе впадения р. Сунгари в р. Амур. Началось выселение кыргызов и из княжества на Алтае. Их размещали в китайской провинции Шандун. Так была подавлена последняя попытка восстановления государства Кыргыз. В 1293 г. кыргызская государственность на Енисее была уничтожена окончательно. Завоевание монголами Восточного Притяньшанья протекало благоприятно для Чингисхана. После разгрома найманов на Иртыше в 1208 г. войска монголов вплотную приблизились к владениям найманского царевича Кучлука, который не был подгетовлен к войне с монголами. Город Баласагун открыл перед монголами ворота добровольно. Население Восточного Туркестана восстало и перебило воинов Кучлука. В одном из горных проходов Семиречья Кучлук дал монголам последний бой, был разбит и бежал. Монголы поймали его и обезглавили. Таким образом, население средневекового Кыргызстана, содействовавшее успеху монголов, не испытывало на себе ужасов завоевания Чингисханом. Однако хозяйство и культура его были уже основательно подорваны распрями последних Караханидов и правлением Кучлука.
Объяснение: