Враннем веке после саков-тиграхауда земли жетысу были населены племенами уйсунов. уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. памятники унсунской культуры в основном в семиречье и относятся к периоду iii в. до н. э. - iv в. н.э. название «уйсун» встречается, начиная со ii в. до н. э. в китайских письменных источниках. письменные сведения об усунях оставил древний сыма цянь. источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город чигучен находилась на берегу иссык-куля. среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в каргалинском ущелье. в уйсунском обществе в хозяйстве использовались рабы.
Великий шелковый путь, одно из наиболее значительных достижений в мировой цивилизации. разветвленные сети караванных дорог пересекали европу и азию от средиземноморья до китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами запада и востока. наиболее протяженный и магистральный участок шелкового пути проходил через территории центральной азии, в том числе и кыргызстана. караваны, груженные шелком из китая, пряностями и самоцветами из индии, серебряными изделиями из ирана, византийскими полотнами, афросиабской керамикой и многими другими товарами шли по пустыням каракумы и кызылкум, через оазисы мерва и хорезма, безбрежными степями сары арки; одолевали перевалы памира, тянь-шаня, алтая, переправлялись через реки мургаб, амударью и сырдарью. на пути караванов стали возникать и расцветать богатые города, торгово-ремесленные поселения, караван сараи. туркмения - мерв; узбекистан - бухара, самарканд, ургенч, хива. казахстан - отрар, туркестан, тараз, испеджаб. киргизия - джуль, суяб, новокент, , борскоон, таш-рабат, ош, узген. европейские страны сотрудничали и общались со странами азиатскими. ойкумена эллинская сомкнулась с ойкуменой востока. и подобно двум сообщающимся столь разные цивилизации стали переливать друг в друга свои познания. артериями соединявшие эти сосуды были, торговые пути. по ним провозились не только товары, на протяжении веков дороги становились проводниками культур, наук, технологий и религий. центральная азия, расположенная между китаем и индией на востоке, между персией и аравией на юге, европейским миром на западе, волгой и сибирью на севере, почти два тысячелетия стояла на пересечении торговых путей. одним из первых, кто описал эту торговую магистраль, считают китайского дипломата чжань цаня, жившего в i веке до нашей эры. о том, что уже в этот период центральная азия оказалась втянутая в торговые отношения с поднебесной, свидетельствуют большое количество китайских монет, бронзовые зеркала, остатки шелковых тканей, фрагменты фарфоровой посуды китайского производства, обнаруженных при археологических раскопках. под влиянием китая в центральной азии стало развиваться шелководство и бумага деланье, а от центральной азии китай принял культивирование винограда, люцерны, лука, хлопка, граната, грецкого ореха, фигового дерева и огурцов. скромный служащий флорентийского торгового дома барди франческа паголотти вернулся в 1355 году после восьмилетней отлучки домой в италию, за его плечами остались тысячи китайских ли, арабских фарсахов и европейских миль великого шелкового пути. он стал автором бесценного фолианта “практика торговли, или сочинение о далеких землях, торговых мерах и других предметах, сведения которых необходимо купцам всех стран”. весь парадокс в том, что свое нынешнее название эта древняя дорога получила лишь в хiх веке по предложению фердинанда фон ризтгофена, автора классических трудов по китая и орографии азии, с легкой руки которого это наименование сегодня принято повсеместно. тепло встречено мировой общественностью решение юнеско о реализации международной программы “великий шелковый путь-путь диалога, взаимопонимания и сближения культур”.