Античная циливизация Вавилоно-ассирийская цивилизация. Античные государства Передней (Западной) Азии и восточного побережья Средиземного моря (Шумер, Аккад, Вавилон(ия), Ассирия, Персия, Финикия — государства на территории нынешних Ирака, Ирана, Сирии, Ливана), наряду с Египтом, в 4-1-м тыс. до н. э. явились колыбелью сначала древнегреческой, затем арабской (ближневосточной и среднеазиатской) и позднее западной (западноевропейской) культуры и науки, естествознания, в том числе. Заселение же этих территорий относится к 10-6 тыс. до н. э.
Вавилоно-ассирийской цивилизации 4-1-го тыс. до н. э. на той же территории Южного Двуречья (между реками Тигр и Евфрат) предшествовала шумерская, самая ранняя цивилизация на Земле. Некоторые историки считают Шумер местом библейского Эдема, рая на Земле. В Шумере, опережая египтян на 300 лет, в 3300 г. до н. э. возникает письменность — клинопись, первейший и необходимейший элемент рождения и формирования культуры народа. На дошедших до нас десятках тысяч клинописных табличках имеются доказательства достижений в области обучения, образования, управления государством, права, строительства, медицины, металлургии, музыки, математики и естественных наук. Действительно, в четвертом тысячелетии шумерский город Урук (существующий и поныне) был самый крупный и как город и как культурный центр не только в Двуречье (Месопотамии), но и во всем тогдашнем мире.
Ранняя шумерская литература с ее поэмами и легендами предвосхитила легенды и мифы Древней Греции и библейские истории. Как и в других цивилизациях, все — от музыки, скульптуры, вооружения до болезней, урожая,
вплоть до таланта, мудрости — все в Шумере определялось и совершалось божественной силой. Четыре бога (Ан — создатель небес, Энлиль — создатель воздуха, Энки — создатель вод и Инанна — бог плодородия и войн) стояли на вершине иерархии богов. В честь богов шумеры, возводя храмы на платформах, располагали жилье богов ближе к небу, ставя со временем один храм на другой, проявляя образцы высочайшего инженерного искусства. В этом они во многом сходятся с другими народами: древние египтяне строили гигантские пирамиды для своих царей (фараонов) — богов; индейцы Центральной и Северной Америки свои храмы воздвигали на высоких холмах из камней и земли; Моисей принес Десять Заветов (Заповедей) с горы Синай (см. «Пятая книга Моисеева. Второзаконие»). Это примеры того, что стереотип «дологического мышления» не искореним в веках.
Как овая, вавилоно-ассирийская культура возникла после падения Шумера к началу 2 тысячелетия до н. э. под натиском западно-семитских кочевников. Последние были потомками народов, до 5-го тыс. до н. з. населявших северную Сахару, затем перешедших через Нил на Аравийский полуостров и позднее проникших в Двуречье и Сирийскую степь. Одна группа семитских племен (аккадцев) в Южном Двуречье пришла в соприкосновение с шумерами и, в конечном итоге, подчинила их себе; с ними связана дальнейшая история Аккада, Вавилонии, Ассирии. Другая группа, разделившись на две подгруппы, одной подгруппой проникла на территории Палестины, Сирии, Северной Месопотамии — это были амориты, ханаанеи, затем финикийцы, евреи и арамеи. Другая подгруппа южно-семитских народов, заселявшая тогда Аравийский полуостров, объединилась не позже начала 1-го тыс. до н. э. под названием арабы. Выход арабов за пределы Аравийского полуострова в VII веке н. э. рассматривается как крупнейшая волна расселения семитов, давшая миру то, что принято называть арабской цивилизацией). Бурно развивающаяся хозяйственная практика и, как следствие, необходимость иметь определения площадей полей, объемов зернохранилищ, расчетов норм при копке каналов, искусственных водоемов, в строительстве зданий и во многом другом, вызвали совершенствование уже ранее созданной шумерами шестидесятиричной позиционной системы счета, положившей начало составлению первых вычислительных таблиц: деления и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней. (Шестидесятиричная система счисления частично дошла и до нашего времени: именно этой системой пользуемся мы и сейчас, когда оперируем градусами и часами, минутами и секундами.)
я проснулся от пронизывающего холода. откинув медвежью шкуру, я увидел. что наш костёр давно потух, и даже угли не мерцали в сумраке пещеры. опять мой младший брат буба забыл покормить огонь! теперь мне придётся высекать искру из кремневых камней, один из которых совсем уже сточился.
рядом никого не было, интересно, высоко ли уже небесный огонь? я накинул на себя лёгкую оленью шкуру и вышел из убежища на свет. совсем рядом слышались детские голоса – это мои маленькие братья и сёстры играли в любимую игру "оседлай мамонта". в роли волосатой громадины опять был толстый добряк мума, который не смотря на свои полные 230 лун не ходил со старшими на охоту, а играл с детворой.
какой же сегодня прекрасный день! наконец-то закончился сезон ливней, и теперь в лесах будет много всякой снеди: ягод, грибов, кореньев.
через некоторое время из леса вернулись женщины с добычей. сейчас все соберутся вокруг главного костра и начнут неторопливые беседы. мать мумы будет растирать корешки. старуха элга, несмотря на почтенный возраст (больше 600 полных лун), считалась лучшей швеёй, шить одежду из шкур и неё получалось аккуратно. возможно секрет был в иглах из костей особой породы рыб, которую её муж добывал в верховьях большой воды за лесом. а молоденькая нана нанизывала на тонкие жилы разноцветные глиняные бусины.
я взял свои горшочки с кусками охры, подаренные дедом кикой на моё столуние, и сел на свободное место рядом с костром. забыл представиться! меня зовут баму, и я в скором времени стану деда габи. он старый шаман, и ему требуется новый ученик, чтобы заготавливать краски для его предсказаний, которые он наносит на стены нашего дома.
вдали послышался заливистый радостный лай. это наша собака ава бежала впереди охотников. раз она бежит впереди, значит охота удалась.
и вправду, скоро появилась толпа мужчин-охотников, четверо из которых несли тушу мамонтёнка, у которого только-только пробились бивни. это ценная добыча, мяса хватит всему племени на пол-луны, а из шкуры старуха элга сошьёт тёплую одежду. надо будет выпросить хотя бы маленький кусочек бивня и сделать красивый гребень в подарок маме.
завтра мужчины уже не пойдут охотиться, и можно будет посмотреть, как дядя гиги вытачивает из камня наконечник для своего копья. в прошлый раз он обещал, что мне выточить свой первый острокол! вот братья обзавидуются!
а теперь мне пора бежать – запахло жареным мясом, а значит скоро будем всей общиной сидеть у костра, а шаман габи будет рассказывать новые пророчества на следующую луну.
Вавилоно-ассирийская цивилизация. Античные государства Передней (Западной) Азии и восточного побережья Средиземного моря (Шумер, Аккад, Вавилон(ия), Ассирия, Персия, Финикия — государства на территории нынешних Ирака, Ирана, Сирии, Ливана), наряду с Египтом, в 4-1-м тыс. до н. э. явились колыбелью сначала древнегреческой, затем арабской (ближневосточной и среднеазиатской) и позднее западной (западноевропейской) культуры и науки, естествознания, в том числе. Заселение же этих территорий относится к 10-6 тыс. до н. э.
Вавилоно-ассирийской цивилизации 4-1-го тыс. до н. э. на той же территории Южного Двуречья (между реками Тигр и Евфрат) предшествовала шумерская, самая ранняя цивилизация на Земле. Некоторые историки считают Шумер местом библейского Эдема, рая на Земле. В Шумере, опережая египтян на 300 лет, в 3300 г. до н. э. возникает письменность — клинопись, первейший и необходимейший элемент рождения и формирования культуры народа. На дошедших до нас десятках тысяч клинописных табличках имеются доказательства достижений в области обучения, образования, управления государством, права, строительства, медицины, металлургии, музыки, математики и естественных наук. Действительно, в четвертом тысячелетии шумерский город Урук (существующий и поныне) был самый крупный и как город и как культурный центр не только в Двуречье (Месопотамии), но и во всем тогдашнем мире.
Ранняя шумерская литература с ее поэмами и легендами предвосхитила легенды и мифы Древней Греции и библейские истории. Как и в других цивилизациях, все — от музыки, скульптуры, вооружения до болезней, урожая,
вплоть до таланта, мудрости — все в Шумере определялось и совершалось божественной силой. Четыре бога (Ан — создатель небес, Энлиль — создатель воздуха, Энки — создатель вод и Инанна — бог плодородия и войн) стояли на вершине иерархии богов. В честь богов шумеры, возводя храмы на платформах, располагали жилье богов ближе к небу, ставя со временем один храм на другой, проявляя образцы высочайшего инженерного искусства. В этом они во многом сходятся с другими народами: древние египтяне строили гигантские пирамиды для своих царей (фараонов) — богов; индейцы Центральной и Северной Америки свои храмы воздвигали на высоких холмах из камней и земли; Моисей принес Десять Заветов (Заповедей) с горы Синай (см. «Пятая книга Моисеева. Второзаконие»). Это примеры того, что стереотип «дологического мышления» не искореним в веках.
Как овая, вавилоно-ассирийская культура возникла после падения Шумера к началу 2 тысячелетия до н. э. под натиском западно-семитских кочевников. Последние были потомками народов, до 5-го тыс. до н. з. населявших северную Сахару, затем перешедших через Нил на Аравийский полуостров и позднее проникших в Двуречье и Сирийскую степь. Одна группа семитских племен (аккадцев) в Южном Двуречье пришла в соприкосновение с шумерами и, в конечном итоге, подчинила их себе; с ними связана дальнейшая история Аккада, Вавилонии, Ассирии. Другая группа, разделившись на две подгруппы, одной подгруппой проникла на территории Палестины, Сирии, Северной Месопотамии — это были амориты, ханаанеи, затем финикийцы, евреи и арамеи. Другая подгруппа южно-семитских народов, заселявшая тогда Аравийский полуостров, объединилась не позже начала 1-го тыс. до н. э. под названием арабы. Выход арабов за пределы Аравийского полуострова в VII веке н. э. рассматривается как крупнейшая волна расселения семитов, давшая миру то, что принято называть арабской цивилизацией). Бурно развивающаяся хозяйственная практика и, как следствие, необходимость иметь определения площадей полей, объемов зернохранилищ, расчетов норм при копке каналов, искусственных водоемов, в строительстве зданий и во многом другом, вызвали совершенствование уже ранее созданной шумерами шестидесятиричной позиционной системы счета, положившей начало составлению первых вычислительных таблиц: деления и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней. (Шестидесятиричная система счисления частично дошла и до нашего времени: именно этой системой пользуемся мы и сейчас, когда оперируем градусами и часами, минутами и секундами.)
я проснулся от пронизывающего холода. откинув медвежью шкуру, я увидел. что наш костёр давно потух, и даже угли не мерцали в сумраке пещеры. опять мой младший брат буба забыл покормить огонь! теперь мне придётся высекать искру из кремневых камней, один из которых совсем уже сточился.
рядом никого не было, интересно, высоко ли уже небесный огонь? я накинул на себя лёгкую оленью шкуру и вышел из убежища на свет. совсем рядом слышались детские голоса – это мои маленькие братья и сёстры играли в любимую игру "оседлай мамонта". в роли волосатой громадины опять был толстый добряк мума, который не смотря на свои полные 230 лун не ходил со старшими на охоту, а играл с детворой.
какой же сегодня прекрасный день! наконец-то закончился сезон ливней, и теперь в лесах будет много всякой снеди: ягод, грибов, кореньев.
через некоторое время из леса вернулись женщины с добычей. сейчас все соберутся вокруг главного костра и начнут неторопливые беседы. мать мумы будет растирать корешки. старуха элга, несмотря на почтенный возраст (больше 600 полных лун), считалась лучшей швеёй, шить одежду из шкур и неё получалось аккуратно. возможно секрет был в иглах из костей особой породы рыб, которую её муж добывал в верховьях большой воды за лесом. а молоденькая нана нанизывала на тонкие жилы разноцветные глиняные бусины.
я взял свои горшочки с кусками охры, подаренные дедом кикой на моё столуние, и сел на свободное место рядом с костром. забыл представиться! меня зовут баму, и я в скором времени стану деда габи. он старый шаман, и ему требуется новый ученик, чтобы заготавливать краски для его предсказаний, которые он наносит на стены нашего дома.
вдали послышался заливистый радостный лай. это наша собака ава бежала впереди охотников. раз она бежит впереди, значит охота удалась.
и вправду, скоро появилась толпа мужчин-охотников, четверо из которых несли тушу мамонтёнка, у которого только-только пробились бивни. это ценная добыча, мяса хватит всему племени на пол-луны, а из шкуры старуха элга сошьёт тёплую одежду. надо будет выпросить хотя бы маленький кусочек бивня и сделать красивый гребень в подарок маме.
завтра мужчины уже не пойдут охотиться, и можно будет посмотреть, как дядя гиги вытачивает из камня наконечник для своего копья. в прошлый раз он обещал, что мне выточить свой первый острокол! вот братья обзавидуются!
а теперь мне пора бежать – запахло жареным мясом, а значит скоро будем всей общиной сидеть у костра, а шаман габи будет рассказывать новые пророчества на следующую луну.