В 5-6 вв. древние тюрки создали свою самобытную систему алфавита и письма, которая получила название рунической письменности. Это было связано с тем, что с расцветом государственности, развитием экономики возникла необходимость в письменности. Тюрки в своих связях с другими народами и государствами использовали для дипломатической переписки специальные грамоты.
Впервые о тюркской письменности упоминается в записях византийского историка Менандра Протектора. Он писал о том, что когда к императору Византии прибыли тюркские послы, они представили грамоту, написанную «скифским» письмом.
К самым древним памятникам тюркской письменности относятся наскальные надписи в честь вождей тюрков-ашина – кагана Бильге, Культегина, Тоньюкука. Эти памятники были найдены в 18-19 вв. в Монголии на берегу реки Орхон.
Древнетюркские рунические надписи выбивались, в основном, на могильных камнях. Тюрки называли их «битиг таш». Эти каменные «книги» носят биографический характер и восхваляют погребенного под камнем человека. Тюркское руническое письмо породило позднее, в 6-8 вв., в Тюркском каганате традицию написания кратких исторических повествований – шежире.
В 5-6 вв. древние тюрки создали свою самобытную систему алфавита и письма, которая получила название рунической письменности. Это было связано с тем, что с расцветом государственности, развитием экономики возникла необходимость в письменности. Тюрки в своих связях с другими народами и государствами использовали для дипломатической переписки специальные грамоты.
Впервые о тюркской письменности упоминается в записях византийского историка Менандра Протектора. Он писал о том, что когда к императору Византии прибыли тюркские послы, они представили грамоту, написанную «скифским» письмом.
К самым древним памятникам тюркской письменности относятся наскальные надписи в честь вождей тюрков-ашина – кагана Бильге, Культегина, Тоньюкука. Эти памятники были найдены в 18-19 вв. в Монголии на берегу реки Орхон.
Древнетюркские рунические надписи выбивались, в основном, на могильных камнях. Тюрки называли их «битиг таш». Эти каменные «книги» носят биографический характер и восхваляют погребенного под камнем человека. Тюркское руническое письмо породило позднее, в 6-8 вв., в Тюркском каганате традицию написания кратких исторических повествований – шежире.