В XIII веке после битвы на Калке в 1223 году Русь подверглась атаке монгольских полчищ с Востока. В то же время на Западе, в Прибалтике (куда частично и входила нынешняя Калининградская область) стало складываться Литовское государство, которое имело русское законодательство, православие как главенствующую религию, поэтому, с целью защиты от кочевников, ряд западнорусских земель вошёл в состав Великого княжества Литовского. Однако в результате унии с Польшей, в которой официальной религией было католичество, и давления Папы Римского, в Литве в качестве официальной религии приняли католичество и начались гонения на славян и верующих. Таким образом, к моменту возвышения Москвы и окончательного разгрома Золотой Орды в 1480 году в западнославянских землях усилилась тенденция к контакту с Москвой и выхода их из повиновения литовского князя.
Править по старине («из пошлины»), не назначать своих управляющих в новгородские волости и, уж тем более, их не раздавать. Князю запрещалось самовольное назначение новых налогов, вмешательство в управление новгородскими районами – концами, и многое другое. В знак выполнения этих обязательств князь приносил присягу Новгороду и всем новгородцам – целовал крест, обычно в соборе Святой Софии. За службу князю полагалось вознаграждение, которое обычно тоже строго регламентировалось. Это могли быть доходы с волостей, право на сбор таможенных пошлин в определенных местах, ежегодные подарки. С учетом того, что Новгород в XIII–XV вв. был одним из богатейших городов России, за право стать еще и новгородским князем, среди удельных князей велась подлинная борьба. C конца XIV в. новгородскими князьями преимущественно начали избираться московские князья из рода Ивана Калиты. В 1478 г. новгородские «вольности» были окончательно ликвидированы.
Процедура избрания князя и принесения им клятвы верности Великому Новгороду хорошо известна из летописания. Данная грамота интересна тем, что является первым подлинным документом, показывающим, как именно оформлялся договор между приглашенным новгородцами князем и самим Новгородом. Ценность этого документа прекрасно сознавали уже в XVIII веке – на подлинной грамоте видны следы подклеек, с которых пытались сохранить внешний вид этого уникального памятника.
«На сем, княже, целуи хрест к всему Новугороду, на цем то целовали деди, и отци, и отец твои Ярослав. Новъгород ти держати в старине, по пошлине. Что волостии всех новгородьскых, того ти, княже, не держати своими мужи, нъ держати мужи новгородьскыми. А дар имати тобе от тех волостии.
А бес посадника тобе волостии не раздавати. А кому раздаял волости брат твои Александръ или Дмитрии с новгородци, тобе тех волостии без вины не лишати…»
Процедура избрания князя и принесения им клятвы верности Великому Новгороду хорошо известна из летописания. Данная грамота интересна тем, что является первым подлинным документом, показывающим, как именно оформлялся договор между приглашенным новгородцами князем и самим Новгородом. Ценность этого документа прекрасно сознавали уже в XVIII веке – на подлинной грамоте видны следы подклеек, с которых пытались сохранить внешний вид этого уникального памятника.
«На сем, княже, целуи хрест к всему Новугороду, на цем то целовали деди, и отци, и отец твои Ярослав. Новъгород ти держати в старине, по пошлине. Что волостии всех новгородьскых, того ти, княже, не держати своими мужи, нъ держати мужи новгородьскыми. А дар имати тобе от тех волостии.
А бес посадника тобе волостии не раздавати. А кому раздаял волости брат твои Александръ или Дмитрии с новгородци, тобе тех волостии без вины не лишати…»