Для средневековой культуры характерны две ключевые отличительные признаки: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных состояний (социальных слоев) . Человек по рождению принадлежал к одному из них и практически не имела возможности изменить свое социальное положение. С каждым таким положением были связаны свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: две высшие сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы) , потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в «третье сословие») . Мощным объединяющим фактором в таких условиях были религия и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех областях общественной и культурной жизни составляла принципиальную особенность европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Весь мировоззрение человека средневековья был теологическим (от греческого «теос» - бог) . Чем же можно объяснить такое исключительное положение религии в средневековом обществе? Одну из ответов на вопрос дает сам смысл христианского вероучения. Оно возникло из борьбы и взаимного влияния множества философских и религиозных течений. Если говорить о первичном христианство, то одной из главных идей, которые обеспечили широкое распространение новой религии, была идея равенства людей - равенство как греховность существа перед всемогущим и всемилостивый богом - но также равенство. Христианство, возникнув в колониях Древнего Рима, в среде рабов и вольноотпущенников, с самого начала не было религией какого-либо одного народа, оно имело наднациональный характер. Политическое влияние папства распространялся на всю Европу. Очень долго только папа назначал епископов во все страны. Церковь широко использовала систему наказаний (в том числе против правителей) : «отлучение» , что ставило человека вне церкви, «анафему» - торжественный публичный перевод проклятию, «интердиктов» - запрет отправлять культ по всей территории и другие. Избрание Папы с XI с. стало проходить на особых собрании кардиналов, без малейшей возможности вмешательства светской власти. Примерно треть всех пахотных земель в Европе принадлежала церкви, все государства выплачивали «десятину» (десятая часть налогов, собираемых) в ее пользу. В католической церкви до Х с. устанавливается обычай безбрачия (целибата) духовенства. Этот обычай тесно связал сословия феодалов и духовенства: в семьях феодалов старший сын обычно наследовал земельную собственность, а второй становился священником. Особую роль в распространении влияния церкви играли монастыри. Они возникли в III в. в Египте и представляли собой сначала поселение отшельников (от греческого «монах - отшельник) . Монастыри в Европе становятся и крупными землевладельцами, и центрами многоотраслевых хозяйств, и укрепленными крепостями, и очагами культурной жизни. Постепенно складывается школьная программа. Она не менялась потом веками. В нее входили семь свободных искусств »: три вводные дисциплины -« тривиум »- грамматика, риторика (овладение красноречием, диалектика (овладение правильным красноречием, т. е. формальная логика) ; четыре дисциплины высшего цикла -« квадриум » - арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Начальное образование стало обязательным в Швеции в 1842 году и в в Швейцарии в 1848. Если раньше в Англии существование школ зависело целиком от церкви, то теперь школы создавались государством которое их содержало, вопрос об оплате решали школьные советы. В Франции было бесплатное и обязательное обучение детей с 6 до 13 лет. Бесплатное, хоть и не обязательное обучение было во всех штатах США. Главной чертой было то что большая часть стран рано или поздно пришло к обязательному школьному обучению где преподавалась практика жизни. А также школы перестали зависеть от церкви и отменялось преподавание Закона Божьего.