По мере становления в обществе нового хозяйственного уклада слабели традиции прежних социальных уз, стеснявших инициативу энергичных и защищавших слабых от опасностей внешнего мира. Человек вынужден был привыкать к новому, учиться выбирать самому и выживать одному. Жизнь огромного большинства людей разного социального положения и имущественного состояния стала труднее и непонятнее, а, главное, отсутствовало чувство защищенности. Смелые научные теории появились в обществе, где сохранялось господство традиционных взглядов на строение мироздания. Поэтому судьбы ученых- первооткрывателей часто были трагическими: Д. Бруно сожгли как еретика, Г. Галилей подвергался преследованиям инквизиции, Р. Декарт значительную часть жизни странствовал из одной страны в другую. Не случайно XVII век называют «растерявшейся эпохой», а настроение, охватившее людей,– «Великим Страхом». Страх и ненависть вызывало все, что было новым, что могло изменить жизнь, а перемены обступали человека со всех сторон. Опыт подсказывал, что перемены только ухудшают жизнь рядовых людей: огораживатели сгоняли крестьян с наследственных земельных участков; предприниматели, презревшие устоявшиеся правила производства и торговли, разоряли ремесленников, связанных цеховыми уставами. Быстро разбогатевшие в Новом Свете авантюристы и ловкие придворные брали верх над старой родовой знатью – мир перестал быть понятным. На одной чаше весов находились успехи и общественный прогресс, на другой – судьбы и жизни людей. Падения и взлеты человеческих судеб казались загадочными и необъяснимыми.
По мере становления в обществе нового хозяйственного уклада слабели традиции прежних социальных уз, стеснявших инициативу энергичных и защищавших слабых от опасностей внешнего мира. Человек вынужден был привыкать к новому, учиться выбирать самому и выживать одному. Жизнь огромного большинства людей разного социального положения и имущественного состояния стала труднее и непонятнее, а, главное, отсутствовало чувство защищенности. Смелые научные теории появились в обществе, где сохранялось господство традиционных взглядов на строение мироздания. Поэтому судьбы ученых- первооткрывателей часто были трагическими: Д. Бруно сожгли как еретика, Г. Галилей подвергался преследованиям инквизиции, Р. Декарт значительную часть жизни странствовал из одной страны в другую. Не случайно XVII век называют «растерявшейся эпохой», а настроение, охватившее людей,– «Великим Страхом». Страх и ненависть вызывало все, что было новым, что могло изменить жизнь, а перемены обступали человека со всех сторон. Опыт подсказывал, что перемены только ухудшают жизнь рядовых людей: огораживатели сгоняли крестьян с наследственных земельных участков; предприниматели, презревшие устоявшиеся правила производства и торговли, разоряли ремесленников, связанных цеховыми уставами. Быстро разбогатевшие в Новом Свете авантюристы и ловкие придворные брали верх над старой родовой знатью – мир перестал быть понятным. На одной чаше весов находились успехи и общественный прогресс, на другой – судьбы и жизни людей. Падения и взлеты человеческих судеб казались загадочными и необъяснимыми.