Выдающийся педагог, фольклорист, этнограф. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 2 ноября 1841 года в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского уезда (нынешний Затобольский район Костанайской области). После смерти отца он воспитывался в доме своего деда Балгожи Жанбурчина, одного из самых авторитетных биев своего времени. В девять лет Ибрай был определен в Оренбургскую первую особую школу для казахских детей. В 1857 году Ибрай Алтынсарин, окончив школу, был оставлен при Оренбургском областном начальнике в качестве переводчика.Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения классиков мировой литературы – Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Навои, Фирдоуси и многих других. В 1860 году Алтынсарину удалось покинуть Оренбург и перевестись в крепость Торгай на учительскую работу. При его непосредственном участии в 1864 году там была открыта начальная школа для казахских детей. С этого момента начинается и педагогическая деятельность И. Алтынсарина. Наряду с этой деятельностью ему приходилось вести и другую работу. С 1868 по 1874 год Алтынсарин был делопроизводителем Торгайского управления, долгое время работал уездным судьей начальника уезда, а в отсутствии последнего — выполнял его обязанности. И все же организаторские Алтынсарина, его талант педагога и полностью раскрылись в тот период, когда он занимал руководящие посты в системе народного образования.Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое рас По его инициативе и на собранные им средства в 1884 году волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 году И. Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. И. Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных И. Алтыисариным книг входят: «Казахская хрестоматия» в двух частях (1879), «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), и «Мактубат» («Хрестоматия»), относящаяся к 1889 году. Литературное наследие И. Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. И. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы
Возникшая в XVI в. как военно-политическая организация запорожских казаков, Сечь сделалась со временем центром антифеодальной и национально-освободительной борьбы украинского народа, сыграла ключевую роль в борьбе против турецко-татарских захватчиков, защите населения Украины от усиливающегося феодального и религиозного гнета. Выработанные в Сечи основы автономного самоуправления, военного устройства и боевого искусства народу Украины в XVII в. воссоздать свою государственность. Своей беззаветной борьбой и героизмом запорожские казаки завоевали любовь и уважение украинского народ которые он выразил в бесчисленных песнях, думах, легендах и пересказах. «Казацкому роду нет переводу».
Возникшая в XVI в. как военно-политическая организация запорожских казаков, Сечь сделалась со временем центром антифеодальной и национально-освободительной борьбы украинского народа, сыграла ключевую роль в борьбе против турецко-татарских захватчиков, защите населения Украины от усиливающегося феодального и религиозного гнета. Выработанные в Сечи основы автономного самоуправления, военного устройства и боевого искусства народу Украины в XVII в. воссоздать свою государственность. Своей беззаветной борьбой и героизмом запорожские казаки завоевали любовь и уважение украинского народ которые он выразил в бесчисленных песнях, думах, легендах и пересказах. «Казацкому роду нет переводу».