Введение. | | | |Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе | |пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их | |исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако | |нарастание элементов капиталистического развития, разложение | |феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы | |власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в | |экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не росту ее международного влияния и ослабляют решение многих | |внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее. | |Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования | |России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно | |проводить политику абсолютизма. Первые его внутренние мероприятия были | |связаны с изменением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Он выступил | |против деспотизма и самодурства своего отца, обещая проводить политику «по | |законам и сердцу» Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные | |воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Ближайшими | |советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, | |образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно | |разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь | |некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад | |Российской империи. В 1802 году в замен петровских коллегий были введены | |новые органы управления - министерства: иностранных дел, военно-сухопутных | |сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, юстиций, внутренних дел и | |народного просвещения. Эта мера завершила процесс разграничения функций | |органов государственного управления. В этом же году был реформирован Сенат,| |ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе власти. Его | |участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил | |право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. | |Важной вехой был «указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, согласно которому | |помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Это | |нововведение свидетельствовало о серьезных намерениях императора. Большие | |успехи были достигнуты в начинаниях царя в области образования. Но уже в | |1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия | |все больше втягивается во внешней политике в войны с Наполеоном. Участие в | |двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно | |охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. | |Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от него и их | |пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал | |единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович | |Сперанский. | |Глава I | |Восхождение | |Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в| |селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Он мало уделял | |внимание своему дому и семье, поэтому все заботы по быту целиком и | |полностью лежали на матери. С раннего утра и до позднего вечера она | |занималась хозяйственными делами. Сын же ее, бывший долгое время | |единственным, рос предоставленным самому себе, то есть имел ту свободу, что| |как воздух необходима для возникновения из маленьк
Особенности: 1) Велась за пределами России; 2) Было два театра военных действий (Балканы и Кавказ освобождению народов Балканского полуострова от османского ига; 4) Несмотря на победу, главная цель - овладение проливами Босфор и Дарданеллы - не была достигнута; 5) Это была первая война, в которой воевала русская армия, сформированная не по рекрутскому набору, а на основании всеобщей воинской повинности; 6) В результате победы были окончательно аннулированы условия Парижского мира, Россия вернулась в число главных европейских держав; 7) Окончательный разгром Турции был предотвращен вмешательством европейских держав.
Введение. |
| |
|Россия вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе |
|пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их |
|исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако |
|нарастание элементов капиталистического развития, разложение |
|феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы |
|власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в |
|экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не росту ее международного влияния и ослабляют решение многих |
|внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее. |
|Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования |
|России. Он вступил на престол в 1801 году и не рискнул прямолинейно |
|проводить политику абсолютизма. Первые его внутренние мероприятия были |
|связаны с изменением наиболее одиозных распоряжений Павла I. Он выступил |
|против деспотизма и самодурства своего отца, обещая проводить политику «по |
|законам и сердцу» Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные |
|воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Ближайшими |
|советниками Александра на первое время становятся его молодые друзья, |
|образовавшие «негласный комитет». Проекты, которые они совместно |
|разрабатывали не привели к коренным реформам. Дело ограничилось лишь |
|некоторыми частными преобразованиями, которые слегка подновили фасад |
|Российской империи. В 1802 году в замен петровских коллегий были введены |
|новые органы управления - министерства: иностранных дел, военно-сухопутных |
|сил, военно-морских сил, финансов, коммерции, юстиций, внутренних дел и |
|народного просвещения. Эта мера завершила процесс разграничения функций |
|органов государственного управления. В этом же году был реформирован Сенат,|
|ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе власти. Его |
|участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил |
|право делать «представления» императору по поводу устаревших законов. |
|Важной вехой был «указ о вольных хлебопашцах» 1803 года, согласно которому |
|помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. Это |
|нововведение свидетельствовало о серьезных намерениях императора. Большие |
|успехи были достигнуты в начинаниях царя в области образования. Но уже в |
|1804 году реформаторская деятельность Александра I идет на спад. Россия |
|все больше втягивается во внешней политике в войны с Наполеоном. Участие в |
|двух коалициях против Франции, походы и неудачи русской армии существенно |
|охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра. |
|Члены негласного комитета один за другим стали удалятся от него и их |
|пустующие места в конечном итоге занял один человек, который стал |
|единственным доверенным сотрудником императора - это был Михаил Михайлович |
|Сперанский. |
|Глава I |
|Восхождение |
|Михаил Михайлович Сперанский родился в 1772 году во Владимирской губернии в|
|селе Черкутино. Отец его был священником сельской церкви. Он мало уделял |
|внимание своему дому и семье, поэтому все заботы по быту целиком и |
|полностью лежали на матери. С раннего утра и до позднего вечера она |
|занималась хозяйственными делами. Сын же ее, бывший долгое время |
|единственным, рос предоставленным самому себе, то есть имел ту свободу, что|
|как воздух необходима для возникновения из маленьк